logo
Открытие, ведение и закрытие банковских вкладов (депозитов) резидентов и нерезидентов

2.1 Анализ деятельности коммерческого банка на примере ОАО "Сбербанк России"

ОАО "Сбербанк России" является современным и универсальным коммерческим банком, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк России обслуживает физических и юридических лиц, в том числе крупные корпорации, предприятия малого и среднего бизнеса, а также государственные предприятия, субъекты РФ и муниципалитеты. Услугами Сбербанка пользуются более 100 млн физических лиц (более 70% населения России) и около 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России).

История сберегательного дела, а значит и Сбербанка России, начиналась в Санкт-Петербурге. 30 октября (12 ноября) 1841 года был подписан Именной указ императора Николая I об учреждении в России сберегательных касс, созданных "с целью доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом".

1 марта 1842 года в Санкт-Петербурге по адресу Казанская ул., 7 в здании Опекунского Совета петербургского воспитательного дома открылась первая сберкасса в России. В первый день ее посетили 76 вкладчиков, оформивших счета на сумму 426 рублей 50 копеек. Касса работала один раз в неделю (в воскресенье) и осуществляла одну вкладную операцию - прием и выдачу денег с начислением процентов на принятые суммы. Минимальный размер вклада составлял 50 копеек, а максимальный - 300 рублей. Единовременно можно было положить на книжку не более 10 рублей, что по тем временам было достаточно солидной суммой. История донесла до нас имя первого вкладчика - Николая Антоновича Кристофари.

С течением времени сберегательная касса стала популярной среди разных слоев российского населения. Начиная с 1853 г., вкладчики могли пользоваться сберкассой уже пять дней в неделю, максимальный размер вклада увеличился до 750 рублей, а единовременный взнос возрос до 50 рублей серебром.

В 1988 году Государственные трудовые сберегательные кассы были преобразованы в Сбербанк СССР - как государственный специализированный банк по обслуживанию населения, который позднее стал Сберегательным банком РСФСР. 22 марта 1991 года был учрежден Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации.

ОАО "Сбербанк России" расширяет свое присутствие на международном рынке, диверсифицируя источники роста бизнеса. Экспансия Банка на зарубежный рынок началась в 2006 г., когда был приобретен банк в Казахстане. Затем банк пришел на Украину (2007 г.) и в Белоруссию (2009 г.). Следующим этапом стало открытие представительства в ФРГ (Франкфурт-на-Майне), филиала в Индии (Нью-Дели) и представительства в Китае (Пекин). Учитывая особенности зарубежных рынков, ОАО "Сбербанк России" намерен как приобретать там новые активы, так и создавать банки, филиалы и представительства, а также небанковские финансовые компании. Планируется, что к 2014 году Сбербанк увеличит долю чистой прибыли, полученной от международной деятельности, до 5%.

Сегодня филиальная сеть Сбербанка считается уникальной - она насчитывает более 20 тысяч филиалов и отделений на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство в Китае.

Сбербанк России предоставляет банковские услуги во всех 83 субъектах Российской Федерации, располагая уникальной филиальной сетью, которая состоит из 17 территориальных банков и насчитывает более 18 400 подразделений. Кроме того, Банк оказывает услуги через удаленные каналы обслуживания - одну из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (порядка 83 тыс. устройств). Сбербанк также активно развивает свои приложения "Мобильный банк" и "Сбербанк Онл@йн" с внушительной клиентской базой, насчитывающей более 12,9 млн и 7,6 млн активных пользователей соответственно.

Северо-Западный банк Сбербанка России, объединивший Санкт-Петербургский, Псковский, Новгородский, Калининградский, Карельский и Мурманский банки Сбербанка России, был организован 1 января 2001 года.

Главные ценности банка -- это:

· Порядочность;

· Стремление к совершенству;

· Уважение к традициям;

· Доверие и ответственность;

· Взвешенность и профессионализм;

· Инициативность и креативность;

· Командность и результативность;

· Открытость и доброжелательность;

· Здоровый образ жизни (тело, дух и разум).

Миссия Сбербанка звучит таким образом:

"Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников."

По состоянию на 31 декабря 2012 года уставный капитал Сбербанка сформирован в сумме 67,76 млрд. рублей и состоит из 21 586 948 000 обыкновенных и 1 000 000 000 привилегированных акций номинальной стоимостью 3 рубля каждая. Основная доля голосующих акций принадлежит Банку России. Структура уставного капитала рассмотрена в таблице 2.

Таблица 2 Структура уставного капитала Сбербанка

%

2012 год

2011 год

Банк России

50,00%

57,58%

Юридические лица - нерезиденты

44,05%

33,43%

Юридические лица - резиденты

2,30%

4,16%

Частные лица - нерезиденты

0,01%

0,01%

Частные лица - резиденты

3,64%

4,82%

В 2012 году Сбербанк России вышел на новые финансовые рынки, заключив ряд сделок в Европе и Турции, а так же укрепил свои позиции на рынках России и СНГ.

В течение 2012 года Банк заметно активизировал привлечение средств корпоративных клиентов. За год остаток депозитов корпоративных клиентов увеличился на 74,9%. В результате доля Сбербанка на рынке привлечения средств корпоративных клиентов вырос на 2,7 процентного пункта - 17,2% к концу 2012 года. (Рисунок 1).

Рисунок 1

В основном этот рост обеспечили срочные депозиты всех категорий корпоративных клиентов. Объем средств за 2012 год на текущих счетах не изменился. Отсутствие роста в сегменте текущих счетов корпоративных клиентов отражает общую ситуацию в российской банковской системе. (Рисунок 2).

Рисунок 2

Одно из наиболее существенных технологических достижений 2012 года в области розничных депозитов - запуск онлайн-вкладов, т.е. вкладчики могут открывать новые вклады (депозиты) через банкоматы или в системе интернет-банкинга, что дает банку возможность экономить на операционных расходах. К концу 2012 года общий объем онлайн-вкладов составил 97 млрд рублей. Процентные расходы по привлеченным средствам банков в 2012 году достигли 46,6 млрд рублей против 5,6 млрд рублей в 2011 году, что связано с увеличением объемов привлеченных средств от ЦБРФ, который был крупнейшим поставщиком ликвидности для банковского сектора (таблица 4).

Средняя стоимость средств, привлеченных от банков, в 2012 году составила 5,0% против 3,5 в 2011 году. Стоимость средств клиентов за 2011-2012гг. (рисунок 3).

Рисунок 3

Таблица 3 Процентные расходы банка по привлеченным средствам, млрд