logo
Организация расчетно-кассового обслуживания физических лиц

2.1 Процедуры принятия платежей от населения

С усилением конкуренции на финансовом рынке Республики Беларусь значительно повысились требования клиентов к банковским услугам. Частные лица и организации готовы вкладывать и платить свои деньги только в том случае, если услуга будет оказана качественно, то есть в соответствии с заранее заявленными критериями. Именно поэтому для поддержания конкурентоспособности в банке должна быть создана эффективная система управления качеством обслуживания.

Рынок банковских услуг представляет собой сферу формирования спроса и предложения на услуги банков, направленные на удовлетворение потребностей клиентов в различных направлениях деятельности. Принимая во внимание, что банк выступает как производитель финансовых услуг, одной из важнейших его задач является создание системы продаж данных услуг, организация продвижения, торговли и сбыта их конечному потребителю, поиск новых и удержание ранее привлеченных клиентов. Всем банковским услугам присущи следующие основные характеристики:

-- неосязаемости и несохраняемость;

-- отсутствие возможности патентной защиты;

-- непостоянство качества из-за высокой зависимости от человеческого фактора;

-- зависимость от законодательства.

Например, при оказании услуг частным лицам банк и клиент заранее оговаривают все существенные условия сделки (рисунок 2.1) [4].

Рисунок 2.1 - Основные виды банковских услуг физическим лицам

Поступление платежей через специальную компьютерную систему, используемую банком для приема наличных денежных средств при приеме платежей от физических лиц и индивидуальных предпринимателей (тыс. руб.), отражено в таблице 2.1.

При проведении анализа поступления сумм принятых платежей за 2007 и 2008 годы мы видим, что значительное увеличение происходит в феврале и июле. Объяснить это можно тем, что в эти периоды проходят основные налоговые платежи в бюджет. Так в феврале 2007 года сумма поступивших платежей составляет 859 054,5 тыс. рублей, а в соответствующем периоде 2008 года эта сумма составила 966 906,2 тыс. рублей. В мае, июне, июле 2007 года сумма платежей значительно меньше, чем, скажем в январе, феврале того же года. Та же тенденция прослеживается и в 2008 году.

Таблица 2.1 - Поступление платежей физических лиц и ИП

№ п/п

2007 г.

2008 г.

Изменение, +/-

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Январь

944614,3

10,372

951904,8

9,758

+ 7290,5

2

Февраль

859054,5

9,433

966906,2

9,901

+ 107851,7

3

Март

1026238,1

11,267

1104999,5

11,315

+ 78761,4

4

Апрель

932297,7

10,236

964083,1

9,872

+ 31785,4

5

Май

849326,4

9,326

965400,0

9,886

+ 116073,6

6

Июнь

880196,5

9,665

848820,4

8,692

- 31376,1

7

Июль

799865,0

8,783

928113,2

9,504

+ 128248,2

8

Август

985280,5

10,819

997422,3

10,214

+ 12141,8

9

Сентябрь

932713,4

10,241

979592,0

10,031

+ 46878,6

10

Октябрь

897787,9

9,858

1058479,0

10,827

+ 160691,1

Итого

9107374,3

100,000

9765720,5

100,000

+ 658346,2

Анализируя поступления платежей по месяцам, необходимо отметить, что существует и сезонный фактор, т.е. увеличиваются суммы платежей в осенне-зимний период, а в летний, соответственно, уменьшаются. Графически это будет выглядеть следующим образом.

Мы рассмотрели общие суммы принятых платежей населения, но было бы важно показать и их структуру, т.е. наиболее значимые статьи. Данные для анализа взяты за последние три месяца, т.к. в течение всего текущего года сохраняется та же тенденция (см. таблицу 2.2).