logo
Анализ ликвидности банка

1.3 Роль Национального банка в обеспечении ликвидности

Центральные банки стран рыночной экономики регулируют ликвидность коммерческих банков посредством установления ограничений обязательств банка, предела задолженности одного заемщика, введения особого контроля за выдачей крупных кредитов, создания системы рефинансирования коммерческих банков и обязательного резервирование части привлеченных средств, проведения процентной политики и осуществления операций с ценными бумагами на открытом рынке. В настоящее время в Республике Беларусь также регулируется ликвидность коммерческих банков.

Управление ликвидностью производится не только на уровне коммерческого банка, но и на уровне всей банковской системы. Регулирование ликвидности банковской системы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь в рамках регулирования монетарной сферы в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год и иными программными документами.

Функциями регулирования ликвидности банковской системы являются:

- содействие бесперебойности расчетов на основе поддержания необходимого уровня рублевых остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном банке;

- сглаживание колебаний конъюнктуры финансовых рынков и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосрочного характера;

- формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями денежно-кредитной политики;

- содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Реализация функций регулирования ликвидности осуществляется посредством:

- установления ставок по инструментам Национального банка, а также иных параметров операций Национального банка на финансовом рынке (сроки, объемы и др.);

- установления лимитов поддержания ликвидности;

- тактики поддержания ликвидности в краткосрочном периоде, определения набора активных инструментов, установления приоритетности инструментов поддержания ликвидности, ежедневного принятия решений по удовлетворению заявок банков [13, п.5].

Управление ликвидностью банковской системы Национальный банк осуществляет через операции по поддержанию текущей ликвидности, которые ориентированы на срок до 30 дней и операции по изъятию ликвидности. Операции по поддержанию текущей ликвидности, которые ориентированы на срок до 30 дней, представлены в таблице 1.4 [14]

Таблица 1.4 - Операции по поддержанию текущей ликвидности

Группа операций

Наименование операции

Постоянно доступные операции (инструменты)

Однодневный расчетный кредит "овернайт"

СВОП "овернайт"

Двусторонние операции

Ломбардный кредит по фиксированной ставке

Сделки СВОП

Операции на открытом рынке

Ломбардный кредит на аукционной основе

Покупка ценных бумаг на условиях РЕПО (прямое РЕПО)

Операция СВОП (Swap или Overnight) - представляет собой одновременно заключение двух противоположных (контр) сделок о покупке либо продаже ценных бумаг или валюты с разными датами валютирования, одна из которых закрывает уже открытую позицию, а другая сразу же открывает ее. Условия сделки, т.е. курс свопа и стоимость свопа определяются в момент заключения сделки. Целью операции обычно является продление открытой позиции. Ломбардный кредит - краткосрочный кредит под заклад легкореализуемого движимого имущества.

Однодневный расчетный кредит ("овернайт") предоставляется Национальным банком при временном отсутствии или недостаточности средств на корсчете. В этом случае Национальный банк осуществляет платежи, кредитуя банк в пределах установленного лимита, а затем извещает банк о предоставлении однодневного кредита. Этот вид кредитования коммерческих банков имеет целью поддержание стабильности банковской системы и обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, т. е. способствует повышению платежеспособности коммерческих банков и управлению внутридневной (мгновенной) ликвидностью; Перечень операций по изъятию ликвидности коммерческих банков представлен в таблице 1.5 [14].

Таблица 1.5 - Операции по изъятию ликвидности коммерческих банков

Группа операций

Наименование операции

Постоянно доступные операции (инструменты)

Депозиты по фиксированной ставке (депозиты "овернайт")

Операции на открытом рынке

Депозиты на аукционной основе (1-180 дней)

Эмиссия краткосрочных облигаций

Национального банка

Продажа ценных бумаг на условиях РЕПО (обратное РЕПО)

Если коммерческий банк систематически обращается за рефинансированием в Национальный банк и имеет высокий уровень задолженности по инструментам поддержания текущей ликвидности в течение длительного времени, то это свидетельствует о его неспособности эффективно управлять структурой своего баланса и требует пересмотра банком приоритетов своей деятельности и корректировки активных и пассивных операций.

Такая ситуация может явиться причиной для более детального изучения работы банка со стороны Национального банка Республики Беларусь в рамках осуществляемых им надзорных функций.

Большую роль в реализации функции надзора за деятельностью коммерческих банков играет система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:

1) расчете обязательных нормативов;

2) анализе общей финансовой отчетности.

Как правило, в текущей работе подразделений Национального банка эти системы оценок используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о деятельности данного коммерческого банка (вплоть до публикаций в печатных изданиях). Основным синтезирующим источником информации о деятельности коммерческого банка является баланс.

В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка, состояние ликвидности, доходности и степени рискованности отдельных банковских операций.

Анализ упомянутых выше форм отчетности и другой имеющейся информации о деятельности банка производится:

- в динамике на ряд отчетных дат в сравнении с началом года и другими отчетными датами за период, не менее одного года;

- в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).

Необходимо отметить, что для получения кредитов Национального банка на цели поддержания ликвидности коммерческий банк должен удовлетворять установленным требованиям, например, функционировать на рынке не менее года, выполнять обязательные экономические нормативы, своевременно перечислять средства в фонды обязательного резервирования и некоторым другим.