Анализ кредитоспособности заемщиков и критерии выбора наиболее привлекательного варианта для кредитования на примере ОАО "АКБ Стелла-Банк"

дипломная работа

1.3 Информационная база для проведения анализа кредитоспособности заемщика

Качественная методика оценки кредитоспособности заемщика банка основывается на использовании информации, выразить которую в каких-либо количественных показателях невозможно. Во время такого анализа банк занимается изучением деловой репутации потенциального заемщика, то есть уровня квалификации его руководящего состава, честности, порядочности, опыта работы в определенной отрасли хозяйства, показателей текучести кадров, а также своевременного расчета по прошлым кредитам. Также оценка кредитоспособности банковских заемщиков подразумевает тщательное изучение их экономического окружения - уровня конкурентоспособности изготавливаемой продукции, главных деловых партнеров, устойчивости рынка сбыта и прочих показателей. На данном этапе банк может использовать информацию, которая была собрана как им самим, так и прочими банками либо кредитными бюро.

Итак, процедура оценки кредитоспособности заемщика начинается с изучения данных финансовой отчетности. Это позволяет получить общую информацию о финансово - хозяйственной ситуации, в которой находится заемщик. В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы, являющиеся информационной базой финансового анализа:

а) форма №1 "Баланс предприятия". В нем фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. В балансе содержится информация о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив;

б) форма №2 "Отчет о прибылях и убытках". На его основании проводится анализ динамики и структуры финансовых результатов, оценивается "качество" прибыли;

в) форма №3 "Отчет о движении капитала". Позволяет оценить динамику и структуру собственного капитала и резервов;

г) форма №4 "Отчет о движении денежных средств". Этот отчет составляется по кассовому методу и используется для характеристики денежных потоков предприятия в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, позволяет оценить степень перелива капитала из одной сферы деятельности в другую;

д) форма №5 "Приложение к бухгалтерскому балансу". Позволяет расшифровать показатели состава и движения имущества, обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений;

е) "Пояснительная записка" с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.

Таким образом, отчетность является основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия. Это определяет те требования, которые предъявляются к бухгалтерскому учету и отчетности организации.

Также заемщик предоставляет в банк следующие документы:

- Устав организации, если таковой имеется;

- Карточка образцов подписей и оттиска печати;

- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- Копии лицензий по видам деятельности, заверенные у нотариуса;

- Анкета Заемщика, заполненная по форме банка;

- Справка, содержащая информацию об отсутствии задолженностей по ранее полученным кредитам.

В зависимости от финансового состояния заемщика и иных обстоятельств указанный перечень может быть, значительно расширен. В результате анализа предоставленных документов, а также, возможно, проведения исследований и оценки результатов хозяйственно-финансовой деятельности заемщика, его деловой репутации, платежеспособности (особенно когда рассматривается вопрос о предоставлении достаточно крупных сумм на значительный срок) принимается решение о выдаче кредита. Оформление кредитной сделки производится путем заключения кредитного договора (Приложение 5).

После того, как заемщик предоставил заявку на получение кредита, и если получен положительный результат ее рассмотрения, стороны переходят к проведению переговоров, в которых определяются намерения потенциального заемщика о размерах предполагаемой к получению ссуды, срока кредитования, размерах процентной ставки за пользования ссудой, виды обеспечения, способы и сроки погашения и т.д.

Делись добром ;)