logo
Международные товарные биржи: организационная структура и функции

3.2 Правовые основы биржевой деятельности в России

В 1990--1991 гг. законодательные основы для создания и развития товарных бирж еще не были созданы. Многие биржи строили свою деятельность, руководствуясь общими положе-ниями о предпринимательстве, что нередко создавало беспоря-док как на конкретных биржах, так и в целом на товарном рынке. Отсутствовал и контроль за деятельностью многочис-ленных бирж на всей территории России.

В начале 1991 г. появилось первое Постановление прави-тельства, касающееся деятельности товарных бирж (Постанов-ление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О дея-тельности товарных бирж в РСФСР»). Спустя два месяца было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельно-сти товарных бирж в РСФСР. Хотя данные документы и со-держали важные нормативные положения, многие вопросы организации и деятельности товарных бирж оставались нере-шенными.

В 1992 г. был принят документ, являющийся до настоящего времени основным нормативным актом, регулирующим бирже-вую торговлю, -- Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», вступивший в силу с 1 марта 1992 г. Закон направ-лен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах. Данный закон не распространялся на деятельность фондовых и валютных бирж.

Положения закона оказали существенное влияние на дея-тельность всех существовавших на тот момент бирж, а также определили многие термины, юридический смысл которых был еще зыбок.

В законе установлено понятие товарной биржи (ст. 2) как организации с правами юридического лица, формирующей оп-товый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осущест-влять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, и не может осуществлять торговую, посредническую и иную деятельность, непосредст-венно не связанную с организацией биржевой торговли. Это положение изменило отношение биржевиков к своему участию в капитале биржи как форме инвестирования и нацелило их на получение прибыли собственно от посреднической деятельности.

Многие положения Закона способствовали приближению российских бирж к зарубежному стандарту. Так, ст. 6 четко ус-танавливает, что под биржевым товаром понимается не изъя-тый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. В этом определении уже был сделан шаг к формиро-ванию фьючерсной биржи со стандартными условиями кон-трактов. Но спецификой этого Закона можно называть и то, что в нем прямым текстом оговаривался запрет на совершение биржевых сделок с определенными товарами, в частности, с недвижимым имуществом и объектами интеллектуальной соб-ственности. Данное положение явилось своеобразным ответом российских правоведов на существование многочисленных «Бирж недвижимости», «Бирж информационных технологий» и т.д.

Порядок учреждения товарных бирж регулировала ст. 11 За-кона. В ней указано, что учредителями биржи могут быть как юридические, так и физические лица, при этом доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Запрещалось принимать участие в создании биржи:

* высшим и местным органам государственной власти и управления;

* банкам и кредитным учреждениям;

* страховым и инвестиционным компаниям и фондам;

* общественным, религиозным и благотворительным объ-единениям и фондам.

Биржевая деятельность осуществляется членами соответст-вующих бирж. Закон «О товарных биржах и биржевой торгов-ле» предусматривает две категории членов биржи (ст. 15):

* полные члены -- с правом участия в биржевых торгах во всех секциях и имеющих определенное учредительными доку-ментами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи;

* неполные члены -- с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учреди-тельными документами биржи количество голосов на общем собрании биржи.

Кроме членов биржи участниками биржевой торговли Зако-ном были названы и посетители биржевых торгов. Под посети-телями биржевых торгов понимаются юридические и физиче-ские лица, не являющиеся членами бирж и имеющие в соот-ветствии с учредительными документами биржи право на со-вершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми (ст. 21).

Закон определил и основы управления товарными биржами. Ст. 16 установила, что общее собрание членов биржи является высшим органом управления биржей и обеспечивает реализа-цию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.

Компетенция общего собрания определяется в уставе каж-дой биржи. Как правило, к исключительной компетенции об-щего собрания относится:

* осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;

* определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;

* принятие внутрибиржевых нормативных документов и их изменение;

* прием новых членов биржи;

* формирование выборных органов биржи;

* рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса, распределение прибыли.

Решение о прекращении деятельности биржи принимает общее собрание биржи.