22. Коммерческие операции на международных товарных биржах.
Биржа – организационная форма оптовой, в том числе международной, торговли товарами массового производства, имеющими устойчивые качественные параметры.
Биржа также является организационной формой функционирования рынка валюты и рынка ценных бумаг. Соответственно, различают биржи товарные (универсальные и специализированные), фондовые, валютные и биржи труда.
Зарождение биржи связано с развитием торговых отношений. Прообразы современных бирж имели место еще в Древнем Риме.
В России первая биржа, на которой регулярно проводились торги, появилась в Петербурге в 1703 г. В 80-е годы страна в третий раз за свою историю приступила к «реанимации» бирж. Поначалу этот процесс был стихийным, в России было зарегистрировано рекордное количество бирж – 762(!) в 1992 г.
Международные товарные биржи представляют собой особый вид постоянно действующих рынков, на которых совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары. Главная цель биржевой продажи – формирование цены на товары, спрос и предложение которых подвержены колебаниям. Даже при внебиржевой торговле цены на товары устанавливаются с ориентировкой на биржевые цены.
Объектами биржевой торговли (биржевыми товарами) в настоящее время 70 товаров, на долю которых приходится до 20% международной торговли. Эти товары можно объединить в следующие 7 групп:
зерновые – пшеница, кукуруза, ячмень, рис, рожь;
продовольственные товары – сахар, кофе, какао, яйца, пряности;
растительные и животные масла и др.;
масличные культуры – льняное и хлопковое семя, соя и т.д.;
топливные товары – сырая нефть;
текстильное сырье – хлопок, джут, мытая шерсть, натуральный и искусственный шелк;
промышленное сырье – каучук, пиломатериалы, фанера;
цветные и драгоценные металлы – медь, олово, свинец, золото, серебро, цинк, никель, алюминий.
По роли в мировой торговле биржи можно разделить на международные и национальные. Международные биржи обслуживают конкретные мировые товарные рынки; в формировании их уставного капитала обычно принимают участие интернациональные инвесторы; в биржевых операциях участвуют представители деловых кругов разных стран. Международный характер бирж обеспечивается соответствующим валютным, торговым и налоговым режимом стран, в которых они расположены.
Биржа не имеет права проводить сделки купли-продажи от своего имени. Продавцы и покупатели действуют через брокерские конторы. Брокеры выступают на бирже от лица своих клиентов и от их имени заключают торговые контракты. Брокеры обмениваются информацией и определяют ценовые условия реализации товара в специально отведенном месте, которое называется биржевым «кольцом» или биржевой «ямой». За проведение операций брокеры получают определенное вознаграждение (маржу). Техника прохождения заказа на покупку (продажу) товара может быть различной в зависимости от вида сделки, структуры конкретной биржи и других факторов.
В биржевой практике совершаются сделки трех типов:
сделки на реальный товар различают спот (кэш) – сделки на наличный товар, находящийся на биржевом складе, форвардные сделки, предусматривающие поставку реального товара в будущем, причем по цене, зафиксированной в контракте на момент его заключения, и в срок, обусловленный в контракте;
фьючерсные (срочные) сделки не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю или продажу права на товар. Главной целью фьючерсной сделки является получение разницы между ценой контракта в момент его подписания и ценой в день истечения контракта. Фьючерсные сделки заключаются на несуществующий товар и совершаются с целью спекуляции. Биржевые игроки специализируются на одном виде спекулятивной игры. Тех, кто играет на понижение цены, называют «медведями», а тех, кто играет на повышение,- «быками».
хеджирование. Существует много видов, которые по своей сути означают страхование операций на реальный товар через фьючерсные операции на биржи. Хеджирование страхует владельца товара от потерь в случае его обесценения, но изымает возможную прибыль в случае повышения цен.
Биржевой механизм поддерживает экономическую борьбу между фирмами за наиболее выгодные условия производства и реализации продукта и получение максимального дохода. Товарная биржа может выполнять следующие важные функции:
Ценообразующую, являясь действенным механизмом отыскания экономически обоснованных цен;
Ценопрогнозирующую и информационно-аналитическую;
Ценостабилизирующую, поскольку на бирже, как правило, устанавливаются допустимые пределы колебания цен;
Рискострахующую, это функция присуща только биржам, на которых заключаются фьючерсные (срочные) сделки, что выгодно отличает их от других форм.
- 21. Маркетинговое обеспечение международных торгов и международных аукционов.
- 22. Коммерческие операции на международных товарных биржах.
- 23. Маркетинговое обеспечение международных арендных операций.
- Рынок рекламы россии
- 1.1 Понятие, сущность и задачи рекламы
- 2.3. Маркетинговая деятельность
- Особенности товарной политики в международном маркетинге
- 3.1. Международное планирование продукции
- 3.1.1. Стратегия простого расширения
- 3.1.2. Стратегия адаптации продукции
- 3.1.3. Стратегия «обратного» изобретения или новых изобретений
- 3.1.4. Стратегия прекращения производства товаров