logo
Конкурентоспособность коммерческого банка

1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность и основные показатели конкурентной позиции банка

В зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность коммерческого банка.

Под факторами конкурентоспособности коммерческого банка понимают влияние на процессы деятельности коммерческого банка различных тенденций в социально-экономической жизни общества, проводимой политике Центрального банка страны.

Согласно исследованиям известного экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес-Букс, 2008. с. 89 все факторы конкурентоспособности можно подразделить на несколько групп:

- основные и развитые;

- общие и специализированные;

- естественные и искусственно созданные;

- внешние и внутренние.

Он напрямую связывает факторы конкурентоспособности коммерческого банка с факторами формирования банковских продуктов. Воздействие данных факторов на российские организации представлено в трудах профессора В.П. Оболенского Оболенский В. П. Мировые рынки готовой продукции: сдвиги в структуре и расстановке сил / В. П. Оболенский // Российский внешнеэкономический вестник.- 2012. -№ 5. - С. 58-63.

Внутренние факторы - это объективные критерии, определяющие возможности банка по обеспечению собственной конкурентоспособности, к ним можно отнести: потенциал маркетинговых служб, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материально-технического обеспечения и другие.

Внешние факторы - это социально-экономические и организационные отношения, позволяющие организации реализовать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического и административного характера; характеристики самого банковского сектора страны; деятельность общественных и негосударственных институтов.

Е.П. Голубков адаптирует факторы к российской среде жизнедеятельности организации и выделяет следующие группы факторов, влияющих на результативность деятельности конкурентов на рынке:

- имидж организации (коммерческого банка);

- качество и концепции банковских продуктов (уровень их соответствия мировому уровню);

- рыночная доля коммерческого банка;

- стабильность финансово-экономического положения коммерческого банка на рынке;

- маркетинговая деятельность (реклама, глубина исследований);

- политика организации во внешней предпринимательской среде.

Рассмотрев факторы внешнего окружения и внутренней среды, можно предположить, что конкурентоспособность организации представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самой организации (коммерческого банка), а с другой, характеристик внешних факторов, влияющих на него.

Основными показателями, по которым можно оценить конкурентную позицию банка, являются: прибыльность фирмы, рентабельность банка, размер уставного фонда, доля на рынке кредитов, величина процентных ставок и другие.

Среди них ведущее положение имеет прибыльность деятельности фирмы, так как основной целью любой организации, в частности, коммерческого банка, является получение прибыли.

Определим основные показатели, характеризующие прибыль коммерческого банка.

Конечный финансовый результат деятельности коммерческого банка (прибыль или убыток) выявляется путем сравнения доходов и расходов, полученных банком за отчетный период. Если совокупные доходы банка превышают его совокупные расходы, то банк имеет положительный финансовый результат - прибыль.

Организация политики коммерческого банка ориентируется на обеспечение стабильности, надежности, устойчивости коммерческого банка.

Политика формирования прибыли ориентирована на обеспечение устойчивости и стабильности деятельности банка.

Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состояние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от всевозможных внешних условий.

Экономическая устойчивость банка во многом определяется финансовыми результатами его деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочетании с его ликвидностью и доходностью.

Ликвидность в буквальном смысле означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства.

Термин платежеспособность несколько шире: подразумевается не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые, сколько способность своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства.

Отличие политики формирования прибыли коммерческого банка от стратегии формирования прибыли заключается в том, что политика формирования прибыли - это совокупность всех направлений деятельности банка, которые определяют ее финансовый результат (например, формирование оптимальной системы кредитования, инвестиционной деятельности и проч.), а стратегия формирования прибыли коммерческого банка заключается в координации вектора указанных направлений деятельности банка, которые определяют ее финансовый результат.

Управление процессом формирования прибыли коммерческого банка направлено на:

- максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом банка и условиями рынка;

- обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска;

- выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками организации, государственными организациями;

- получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития банка;

- обеспечение роста рыночной стоимости организации, бизнеса;

- стимулирование персонала и решение других задач.

Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития организации.

Планирование прибыли предполагает разработку прогнозов по величине прибыли и направлениям ее использования, текущее и оперативное планирование, формирование, распределение и использование прибыли организации. Процесс прогнозирования прибыли заключается в разработке политики управления прибылью организации на ряд предстоящих лет, которая определяет систему долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии со стратегией развития организации.

Текущее планирование предполагает разработку конкретных планов, основанных на целевых показателях организации, планируемых объемах производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, разработанной системе норм и нормативов затрат отдельных видов ресурсов, действующих налоговых ставках, результатах анализа прибыли за предшествующий период.

Основным видом текущего плана прибыли является план доходов и расходов организации. Оперативное планирование формирования и использования прибыли заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании).

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступления средств в процессе осуществления конкретных направлений хозяйственной деятельности.

На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета, при котором планируемая прибыль на банковский продукт, подлежащий реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между доходами и расходами по всем направлениям деятельности банка. Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.

Для составления плана прибыли используются и другие методы, например, анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод экстраполяции, а также другие аналитические методы.

Таким образом, оценить конкурентную позицию банка можно по ряду показателей, а основным методом повышения конкурентоспособности в конечном итоге является достижение более высоких финансовых результатов его деятельности.