1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности коммерческого банка
Организация представляет собой определенную хозяйственную единицу в форме обособленного рыночного субъекта, который обладает определенной производственно-финансовой обособленностью, зарегистрированный в государственных органов в форме юридического лица и подчиняющийся нормам права.
Коммерческий банк - это негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).
В условиях современной, рыночно ориентированной экономической системы, на передний план выходит необходимость изучения организаций (коммерческих банков).
Для коммерческого банка в современных условиях социально-экономического развития необходима ориентация на повышение конкурентоспособности и рост основного показателя - прибыли.
Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью понимают определенные свойства, которыми обладает конкретный субъект и которые дают ему возможность для получения привилегий и преимуществ Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2009. c.384.
Носителями этих свойств - конкурентных преимуществ - могут быть различные субъекты конкурентоспособности:
определенные виды продукции или товара (банковского продукта);
- предприятия, фирмы или коммерческие банки (хозяйствующие субъекты);
- группы организаций;
- отрасли национальных хозяйств;
- отдельные государства или группы стран;
- международные организации.
Определение конкурентоспособности, данное Пантелеевым А.В., представляет собой понятие, отражающее необходимые требования современного высокоразвитого трансформационного рынка, ориентирующее субъекты конкурентной борьбы на постоянное совершенствование организации своей деятельности в целях занятия более прочных позиций Пантелеев А.В. Теоретические подходы к исследованию конкуренции и конкурентоспособности // RAGs.-2008.- 23 марта.- С.4-7.
Калашников В.К. отмечает: «Конкурентная среда - это совокупность условий конкуренции, в которых протекает деятельность банка. К этим условиям относятся количество конкурентов и их типы, объекты конкуренции, ее виды и сферы, инструменты конкурентной борьбы, конкурентное поле и конкурентная позиция банка, ключевые факторы конкурентоспособности банка» Калашников В.К. Конкурентоспособность предприятия и их продукции / В.К. Калашников // Машиностроитель. - 2012. - № 11. - С. 15-18.
Конкурентоспособность коммерческого банка определяется его положением на рынке банковских продуктов и услуг и связана с:
- конкурентоспособностью предлагаемых кредитных продуктов;
- конкурентоспособностью депозитных услуг;
- конкурентоспособностью предлагаемых услуг на рынке ценных бумах, ПИФах и прочее.
Трактовка понятия конкурентоспособности идет из необходимости ускоренного удовлетворения требований внутреннего рынка, насыщения его товарами первоочередного спроса, создания условий достойного выхода на внешний рынок и выживаемости предприятия в условиях конкуренции Аллавердян В.В. Разгадка конкурентоспособности // Предприниматель без образования юридического лица. - 2010. - № 6.- С.88.
В качестве конкурентов на банковском рынке выступают кредитные организации различных типов: банки -- федеральные, региональные, банки с иностранным участием, универсальные и инвестиционные и небанковские кредитные организации.
Конкурентами кредитных организаций на различных сегментах финансового рынка выступают другие участники этого рынка -- фонды прямых инвестиций, хедж-фонды, государственные инвестиционные корпорации. Объектами конкуренции выступает сбыт традиционных и нетрадиционных банковских продуктов, связанных с различными направлениями банковского бизнеса.
В России сформирована законодательная база в области защиты конкуренции. К основным действующим законодательным актам в данной области необходимо отнести:
- Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008 г.)) Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008 г.)) // СПС «Гарант», 2014;
- Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СПС «Гарант», 2014.
Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно Закону РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещается совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов. Таким образом, учреждениям, отнесенным к органам власти, лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не может быть открыт.
Что касается нормативно-правового регулирования банковской деятельности, ранее действовал Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», который по состоянию на 2014 год утратил силу.
В завершении можем отметить, что для организаций (коммерческих банков) в современных условиях развития экономики страны на передний план выходит необходимость изучения показателя прибыли как основы дальнейшего развития результатов деятельности и повышения конкурентоспособности Ларин В.Д. Экономика.- СПб: «С-Наука», 2009.-528 с., с. 328.
Важно также отметить, что повышение конкурентоспособности банковских продуктов в значительной степени зависит от уровня ее наукоемкости, инновационности.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
- 1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности коммерческого банка
- 1.2 Характеристика современных методов оценки конкурентоспособности
- 1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность и основные показатели конкурентной позиции банка
- 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ОАО «УРАЛСИБ»
- 2.1 Общая характеристика Банка ОАО «УРАЛСИБ»
- 2.2 Анализ основных показателей деятельности ОАО «УРАЛСИБ» как основа определения конкурентной позиции
- 2.3 Характеристика основных операций Банка и место на рынке банковских продуктов и услуг
- Тема 31 Конкурентоспособность регионального банка
- Предмет финансового менеджмента в коммерческом банке
- Раздел 4. Управление в коммерческом банке
- Порядок создания коммерческого банка
- Депозитная политика коммерческого банка
- Коммерческие банки
- Управление финансами в коммерческих банках
- Коммерческие банки