Конкурентоспособность коммерческого банка

курсовая работа

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности коммерческого банка

Организация представляет собой определенную хозяйственную единицу в форме обособленного рыночного субъекта, который обладает определенной производственно-финансовой обособленностью, зарегистрированный в государственных органов в форме юридического лица и подчиняющийся нормам права.

Коммерческий банк - это негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).

В условиях современной, рыночно ориентированной экономической системы, на передний план выходит необходимость изучения организаций (коммерческих банков).

Для коммерческого банка в современных условиях социально-экономического развития необходима ориентация на повышение конкурентоспособности и рост основного показателя - прибыли.

Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью понимают определенные свойства, которыми обладает конкретный субъект и которые дают ему возможность для получения привилегий и преимуществ Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2009. c.384.

Носителями этих свойств - конкурентных преимуществ - могут быть различные субъекты конкурентоспособности:

определенные виды продукции или товара (банковского продукта);

- предприятия, фирмы или коммерческие банки (хозяйствующие субъекты);

- группы организаций;

- отрасли национальных хозяйств;

- отдельные государства или группы стран;

- международные организации.

Определение конкурентоспособности, данное Пантелеевым А.В., представляет собой понятие, отражающее необходимые требования современного высокоразвитого трансформационного рынка, ориентирующее субъекты конкурентной борьбы на постоянное совершенствование организации своей деятельности в целях занятия более прочных позиций Пантелеев А.В. Теоретические подходы к исследованию конкуренции и конкурентоспособности // RAGs.-2008.- 23 марта.- С.4-7.

Калашников В.К. отмечает: «Конкурентная среда - это совокупность условий конкуренции, в которых протекает деятельность банка. К этим условиям относятся количество конкурентов и их типы, объекты конкуренции, ее виды и сферы, инструменты конкурентной борьбы, конкурентное поле и конкурентная позиция банка, ключевые факторы конкурентоспособности банка» Калашников В.К. Конкурентоспособность предприятия и их продукции / В.К. Калашников // Машиностроитель. - 2012. - № 11. - С. 15-18.

Конкурентоспособность коммерческого банка определяется его положением на рынке банковских продуктов и услуг и связана с:

- конкурентоспособностью предлагаемых кредитных продуктов;

- конкурентоспособностью депозитных услуг;

- конкурентоспособностью предлагаемых услуг на рынке ценных бумах, ПИФах и прочее.

Трактовка понятия конкурентоспособности идет из необходимости ускоренного удовлетворения требований внутреннего рынка, насыщения его товарами первоочередного спроса, создания условий достойного выхода на внешний рынок и выживаемости предприятия в условиях конкуренции Аллавердян В.В. Разгадка конкурентоспособности // Предприниматель без образования юридического лица. - 2010. - № 6.- С.88.

В качестве конкурентов на банковском рынке выступают кредитные организации различных типов: банки -- федеральные, региональные, банки с иностранным участием, универсальные и инвестиционные и небанковские кредитные организации.

Конкурентами кредитных организаций на различных сегментах финансового рынка выступают другие участники этого рынка -- фонды прямых инвестиций, хедж-фонды, государственные инвестиционные корпорации. Объектами конкуренции выступает сбыт традиционных и нетрадиционных банковских продуктов, связанных с различными направлениями банковского бизнеса.

В России сформирована законодательная база в области защиты конкуренции. К основным действующим законодательным актам в данной области необходимо отнести:

- Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008 г.)) Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008 г.)) // СПС «Гарант», 2014;

- Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СПС «Гарант», 2014.

Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно Закону РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещается совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов. Таким образом, учреждениям, отнесенным к органам власти, лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не может быть открыт.

Что касается нормативно-правового регулирования банковской деятельности, ранее действовал Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», который по состоянию на 2014 год утратил силу.

В завершении можем отметить, что для организаций (коммерческих банков) в современных условиях развития экономики страны на передний план выходит необходимость изучения показателя прибыли как основы дальнейшего развития результатов деятельности и повышения конкурентоспособности Ларин В.Д. Экономика.- СПб: «С-Наука», 2009.-528 с., с. 328.

Важно также отметить, что повышение конкурентоспособности банковских продуктов в значительной степени зависит от уровня ее наукоемкости, инновационности.

Делись добром ;)