3.1 Эволюция факторинга
Термин «факторинт» от английского - посредник, агент.
Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII веке Дом факторов (House of Factors). В то время все крупные европейские торговые дома имели свои представительства в колониях - фактории. Их возглавляли факторы - торговые посредники по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках.
Фактор знал товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны. Он искал надежных покупателей, отвечал за хранение и сбыт товара, а также за последующую инкассацию торговой выручки.
Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Первоначально они являлись агентами немецких и английских поставщиков одежды и текстиля. Но вскоре их услуги понадобились и местным производителям: компании гарантировали оплату всех товаров, если покупатель окажется неплатежеспособен. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. Чуть позже компании стали финансировать поставщиков.
В Европе факторинг как таковой появился в 50-60-е гг. ХХ века. Именно в этот период фирмы при поставках товаров стали активнее применять рассрочку платежа. Томилин Н. Забыть о зависшей дебиторке.//Расчет, 2008,№ 4, с. 36
Большое количество факторинговых компаний, которые возникли в конце XIX века в США, являлись так называемыми "агентами дель-кредере". Del credere agent - это торговый агент, гарантирующий оплату всех товаров, которые он продает от имени своего принципала, даже если кто-то из его клиентов окажется неплатежеспособен. Для компенсации риска неплатежа "агент дель-кредере" взимает дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика.
Уже к середине 60-х годов в Западной Европе были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Процесс роста продолжается и сегодня. В настоящее время ассоциация IFG насчитывает 61 факторинговую компанию из 35 стран мира. На ее членов приходится четвертая часть всех факторинговых операций.
В Европе осуществляют 66 процентов мирового факторингового оборота. Из них 33 процента приходится на английские факторинговые компании. 16 процентов переуступаемой в Европе дебиторской задолженности принадлежит Франции, 8 - Германии, 6 - Испании.
Следует отметить, что объем факторинговых операций неуклонно растет и в России. Все больше банков декларирует желание заниматься факторингом, но дальше разовых операций без предоставления широкого спектра факторинговых услуг дело пока не движется. Харитонова О. Все оттенки факторинга.//Консультант, 2008, № 7, с. 28
В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. Ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. Факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов - на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.
Гражданский кодекс устанавливает, что коммерческие организации (кроме банков) должны иметь лицензию на осуществление факторинга (ст. 825). Однако Закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не определил необходимость и условия лицензирования факторинга. Поэтому фактически в настоящий момент факторинговые услуги могут оказывать только банки.
Во многих экономически развитых странах деятельность по финансированию под уступку денежного требования не подлежит жесткому нормативному регулированию и на ее осуществление не требуется специальных разрешений (лицензий).
- Введение
- 1. Методическое содержание исследования
- 1.2 Комплексный анализ РБУ
- 2. Анализ факторинговой банковской услуги
- 2.1 Сущность факторинга
- 2.2 Спрос на факторинг как фактор оптимального управления дебиторской задолженностью для промышленного предприятия
- 3. Анализ рыночной ситуации осуществления факторинговых услуг
- 3.1 Эволюция факторинга
- 1.5. Факторинговые услуги
- Факторинговые компании
- 11.4. Виды факторинговых услуг.
- 2. Роль банков в инфраструктурном обеспечении рынка финансовых услуг
- Участники стандартных факторинговых операций банков:
- Факторинговые операции. Практика применения факторинговых операций в России.
- 3.2. Разработка финансовой стратегии управления предприятием зао «Севвинзавод» на основании применения факторинговых услуг
- 7. Факторинговый кредит
- 3. Факторинговые компании