logo
Информационные технологии в банке

1.3. Телекоммуникационные средства для систем "банк-клиент"

Вообще говоря, существует множество систем телекоммуникации, пригодных для использования в системе "банк-кли-ент". Для взаимодействия в режиме on-line могут применяться: BBS (Bulletin Board System) - электронные доски объявлений, World Wide Web (WWW) - Всемирная Паутина и целый ряд систем эле-ктронной почты. Однако у каждой из них есть свои недостатки и ограничения, за-трудняющие их использование.

Вопрос выбора режима работы системы также далеко не прост. Системы, работающие в режиме on-line, очень удобны при организации распре-деленного доступа к информации. Однако, при отсутствии на-дежных и устойчивых каналов связи (что, к сожалению, характерно для нашей страны) накладные рас-ходы на поддержание работоспособности распреде-ленной системы возрастают настолько, что их использование становится нецелесообразным. Кроме того, немаловажно, что для экс-плуатации on-line системы требуется в 5-10 раз больше физических или виртуальных каналов, чем в off-line системах. При этом необходимо, чтобы их пропускная способность была выше, чем в случае использования off-line систем.

Сейчас можно встретить примеры использования практически любого ви-да связи. Среди основных технологических решений следует отметить: коммутируемые телефонные линии связи (в том числе систему "Искра-2" и сотовые телефоны), сети Х.25 ("Спринт", "Инфотел" и т. д.), IP-сети (Relcom Internet), спутниковые линии связи (например, систе-му SkyLink фирмы Livewire Digital, работающую че-рез систему спутников Inmarsat).

Среди систем электронной почты следует отметить две, для которых существуют четкие международные стандарты: SMTP (почта сети Internet) и Х.400. Сеть Internet предназначена в первую очередь для передачи не-коммерческой информации, поэтому только Х.400 в полной мере отвечает требовани-ям систем распределенного документооборота. Однако, не следует забывать о существовании частных реализаций почтовых систем. Стандар-ты описывают виды сервиса, предоставляемого кли-ентам, и протоколы взаимодействия различных под-систем. А частная реализация может использовать лишь некоторые не-обходимые виды сервиса и при этом вполне удовлетворять потребности конкрет-ной прикладной системы.

Для достижения требуемой надежности доставки сообщений в группе стандартов Х.400 есть специальный документ, описыва-ющий правила обмена информацией между абонен-тами почтовой системы. Он называется "Электрон-ный обмен данными" (Electronic Data Interchange, EDI) и имеет обозначение Х.435. Его функция - обеспечение надежной транспор-тировки электронных документов от одной приклад-ной системы к другой, с соблюдением их целостнос-ти и конфиденциальности.

Нельзя не отметить такой важной возможности, как использование Internet в качестве среды передачи данных для систем "банк-клиент". Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже (пункт 5.3)

1.4. Система "банк-клиент" фирмы ИНИСТ

2Заканчивая рассмотрение систем "банк-клиент", приведем конкретный пример такой системы, предлагаемой на российском рынке фирмой ИНИСТ.

Данная система предназначена для организации документооборота между банками и их клиентами и, вообще, между любыми физическими и юридическими лицами в режиме реального времени. Система "банк-клиент" фирмы ИНИСТ имеет соответствующий сертификат соответствия "РОСКОМИНФОРМА". Общая схема функционирования данной системы приведена на рис. 1.Линн Хабер. Ставка на будущее. LAN MAGAZINE, октябрь 1996 г.

Рис. 1. Общая схема работы системы "банк-клиент" фирмы ИНИСТ

Система разработана для операционной системы Windows, однако она также успешно работает в Windows-сессии OS/2 и эмуляторе Windows под Unix.

Если документооборот через систему в клиентской части слишком велик для обработки одним человеком, возможна поставка специальной сетевой версии системы. В таком случае документы, проходящие через систему, обрабатываются одновременно многими операторами, при этом разные пользователи системы могут иметь разные полномочия при работе с ней. Система работает в сетях Novell NetWare и Microsoft NetWorks.

Клиенты банка имеют возможность быстро формировать необходимые документы, поскольку в программе реализована возможность импорта документов из популярных бухгалтерских и офисных программ. Кроме того, специалисты фирмы ИНИСТ готовы при необходимости помочь быстро настроить двустороннюю связь с любой используемой клиентом программой или БД. Кстати говоря, фирма ИНИСТ предоставляет широкий спектр услуг по сопровождению системы.

Особое внимание при разработке системы было уделено обеспечению безопасности передачи информации. Для этого в системе используются следующие средства:

Система паролей доступа к абонентскому месту.

Шифрование данных при передачи по открытым каналам связи с помощью алгоритма DES.

Применение цифровой подписи для обеспечения подлинности документов, передаваемых по открытым каналам связи.

Для формирования цифровой подписи используется комбинированная схема открытой и закрытой подписи RSA (стандарты ISO 8730, ISO 8731-1).