logo search
БАНКОВСКОЕ ПРАВО

Порядок предоставления сведений банками.

Предоставление банками сведений должностным лицам органов государственной власти и управления должно осуществляться по определенным правилам, существование которых охватывается понятием порядок предоставления сведений». Этот порядок состоит из правовых норм, регулирующих четыре направления правоотношений между банками и органами государства: а) нормы, устанавливающие материально-правовые и процессуальные основания для направления запроса в банк; б) нормы, определяющие круг должностных лиц, уполномоченных от имени того или иного органа совершать этот запрос; в) нормы, предъявляющие требования к форме запроса; г) нормы о сроках и форме ответа банка.

В практике банковской деятельности очень часто встречаются случаи, когда к банкам обращаются должностные лица или работники органов власти и управления, в том числе правоохранительных органов, с требованием предоставить те или иные сведения о банковских операциях клиентов, состоянии финансов банка и другие. Далеко не всегда такие требования правомерны и опираются на предусмотренные законом основания.

Для выработки позиции банка в этих ситуациях целесообразно иметь в виду следующее: К компетенции некоторых органов государственной власти и управления отнесено право требовать информацию у разных хозяйствующих субъектов, в том числе и у банков. Но информация о деятельности банка по счетам клиентов имеет дополнительную защиту в виде банковской тайны, что означает, что такие сведения могут передаваться правоохранительным органам только при возбуждении уголовного дела, вынесении приговора или судебного решения либо ином решении, свидетельствующем о нахождении дела в производстве данного органа.

В целом обязанность предоставить какую-либо информацию о банковских операциях и состоянии дел банка может возникнуть только в тех случаях, когда соблюдены следующие условия: а) характер информации имеет прямое отношение к осуществлению функций данного органа; б) требование предъявлено 'уполномоченным должностным лицом, а не любым работником данного органа;

в) для предъявления требования существуют установленные законом материально-правовые основания; г) соблюдены процедура и процессуально-правовые нормы реализации такого требования.

2. Проиллюстрируем сказанное примером, когда требуется применение разных законодательных актов. Так, прокурор в процессе проверки, проводимой по основаниям, указанным в п. 2 ст. 20 Закона о прокуратуре, имеет право: — по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о факте правонарушений; — требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов,, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

Эта формулировка, казалось бы, дает прокурору основания запрашивать информацию у банка в ходе проведения общенадзорных проверок, но в действительности это совсем не так. Статья 26 ЗоБД дает такое право органам предварительного расследования только по делам, находящимся в их производстве.. Следовательно, сначала нужно возбудить уголовное дело и только после этого запрашивать информацию у банка.

Такая позиция очень часто встречает возражения. Но нельзя не видеть, что правовое регулирование уголовно-процессуальных отношений состоит в установлении достаточности оснований для разных правовых действий. Законодательство и практика последовательно реализуют принцип, состоящий в постепенном увеличении доказательственной базы применительно к разным этапам уголовного процесса. Совершенно понятно, что на этапе возбуждения уголовного дела совокупность имеющихся в распоряжении правоохранительных органов доказательств совершенно иная, чем на этапе предъявления обвинения, не говоря уже о вынесении приговора. Следовательно, постановка вопроса о возбуждении уголовного дела не означает, что в распоряжении лица, принимающего решения, должны быть все необходимые доказательства факта совершения преступления. В силу ст. 109 УПК РФ возбуждение уголовного дела возможно по любым материалам, дающим основания считать, что было совершенно преступление. При менительно к рассматриваемой сфере такими материалами могут быть заявления и объяснения должностных лиц предприятий и организаций, их платежные документы, подтверждающие направление денег на расчетный счет. Понятно, что эти документы представляются заинтересованными в возбуждении уголовного дела организациями по собственной инициативе и являются достаточными для этого процессуального действия. Получение же информации из банка возможно только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Иными словами, банковскую информацию нельзя использовать как оперативные или иные данные, служащие основанием для уголовного преследования.

Нередко должностные лица и работники органов власти и управления, в том числе и правоохранительных органов, выходят за пределы указанных ограничений, в силу чего их требования следует считать незаконными и не исполнять. Подтверждением является пример из практики Кизелевского филиала акционерного банка «Западуралбанк». К этому банку прокурор предъявил требование представить сведения о кредитах, выданных банком действующим в районе кооперативам. Банк отказался это сделать, сославшись на то, что условиями договора и ст. 25 Закона о банках и банковской деятельности (в старой редакции на момент спора) предусмотрено, что такие сведения могут представляться только в случаях возбуждения уголовного дела. Прокурор обратился в суд с иском о признании незаконными действий коммерческого банка. Народный суд удовлетворил иск прокурора, но по кассационной жалобе коммерческого банка это решение было отменено в связи с тем, что запрос прокурора носил общий характер, а дело производством прекращено по ст. 219 ГПК РФ как не подлежащее рассмотрению в суде.

3. Порядок представления банками банковских справок можно также хорошо проиллюстрировать на примере, показывающем наиболее полное правовое регулирование, — порядке представления информации налоговым органам. В этом порядке четко выделяются две инициативы передачи информации — собственная инициатива банка и требование налоговых органов.

По собственной инициативе банки передают налоговым органам сведения об открытых налогоплательщику счетах в пятидневный срок с момента их открытая. Поскольку одним из условий открытия счетов является постановка клиента на учет в органах Государственной налоговой службы, то здесь можно обсуж дать только вопрос о форме такого сообщения и видах открываемых счетов. Решать этот вопрос нужно с учетом того, что банк должен проявить разумную предусмотрительность и иметь доказательства выполнения своей обязанности, т.е. он должен соответствующую часть справки налогового органа о постановке на учет отправить не через самого клиента, как это иногда делается, а заказной почтой с уведомлением о вручении. В противном случае при проверке банку будет очень трудно доказать, что он не нарушил установленное требование.

В отношении видов счетов, о которых передается информация, проблема несколько сложнее и в настоящее время не имеет однозначного решения. С позиций наличия обязанности информировать налоговые органы об открытии счета все счета должны быть разделены на три группы: — счета, информацию о которых необходимо представлять налоговым органам совершенно бесспорно, — это расчетные и текущие счета и те, что именуются в банковской практике счетами клиентов; — счета, по поводу открытия которых информацию передавать не нужно. Это счета по учету просроченных кредитов, другие аналогичные внутрибанковские счета, открытие которых производится банком без участия налогоплательщика, а также при приобретении налогоплательщиками других обязательств банков, например, при покупке векселей и депозитных сертификатов1; — счета, информацию о которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации представлять нужно, хотя они являются внутрибанковскими счетами, открываемыми без участия налогоплательщика. Это ссудные и спецссудные счета, информационный режим которых оценить достаточно сложно.

Кроме того, банк должен по собственной инициативе по истечении отчетного года не позднее 1 марта следующего года направить в налоговые органы сведения о закрытии или изменении расчетных (текущих), ссудных и других счетов юридических лиц и иных организаций с указанием их полного наименования, почтового (юридического) адреса, номера и даты закрытия или изменения счетов.

По требованию налоговых органов в банке может быть запрошена более широкая информация. Налоговые органы также раз в год по истечении отчетного года могут дополнительно запросить в банке следующие сведения: — о наличии и движении средств на расчетных (текущих), ссудных, валютных и других счетах с указанием юридических лиц и иных организаций — отправителей и получателей этих средств; — о движении наличных средств и лимите кассовой наличности; — выписки из лицевых счетов клиентов; — о перечислении налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды; — о полученных кредитах и уплаченных процентах по видам предоставленных кредитов, в том числе просроченных.

Этот перечень не представляется оптимальным хотя бы потому, что в данном случае требование адресовано банку, а не самому налогоплательщику. Для организации государственного контроля следовало бы разделить эти сведения на предоставляемые банком и получаемые непосредственно от клиента. При этом банк должен был бы представлять только информацию об уплаченных налогах и иных обязательных платежах.

Так или иначе, запрос налоговых органов должен иметь письменную форму, причем подписывать его может только руководитель или заместитель руководителя налогового органа, а не инспектор и кто-либо другой. Получив указанный запрос, банк обязан в 15-дневный срок с момента его вручения представить указанные в нем сведения.