logo search
БАНКОВСКОЕ ПРАВО

Право на банковский счет и виды счетов.

Постановка вопроса о праве на банковский счет предполагает уяснение двух значимых в этом смысле положений. Первое состоит в том, чтобы определить, кто является субъектом права на счет, т.е. кто выступает в качестве клиента банка или с кем банк вправе заключить договор. Кроме того, следует определить, сколько и каких счетов может иметь данный субъект. Второе положение предполагает конструирование самого режима счета, который в той или иной мере соответствует потребностям клиента, т.е. установление собственно видов счетов.

• Ответ на первый вопрос оказывается не таким простым, если подробно ознакомиться с Инструкцией Госбанка СССР № 28, которая предусматривает довольно широкий перечень лиц, могущих быть владельцами счетов. При этом нужно иметь в виду еще несколько актов, принятых значительно позже.

Все эти лица могут быть условно разделены на несколько групп. Первую группу образуют все юридические лица, для которых открытие одного из видов счетов, именуемого на практике временным расчетным счетом, является одним из моментов создания юридического лица. Такое правило закреплено в Указе Президента Российской Федерации «О порядке государственной ре гистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 8 июля 1994 г., но оно не соответствует новому гражданскому законодательству, хотя и практикуется во многих регионах России.

Далее юридические лица как потенциальные клиенты банка должны быть для открытия счетов разделены на несколько подгрупп. Первую образуют коммерческие юридические лица, степень свободы действий которых максимальна и компетенция универсальная или общая. Вторую подгруппу образуют некоммерческие юридические лица, в уставе которых или специально принятых решениях учредителей предусмотрено право осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с целями деятельности юридического лица. Для некоторых видов таких юридических лиц разрешение на осуществление предпринимательской уставной деятельности содержится в законе,— например, в отношении благотворительных фондов ГК РФ закрепил их право заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для осуществления общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям.

Третью подгруппу юридических лиц образуют некоммерческие юридические лица, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельность. Как правило, это государственные учреждения, ассоциации, союзы и иные образования, финансируемые за счет средств собственника, имеющие смету такого финансирования и правовой режим денег которых имеет целевой характер.

Все юридические лица являются клиентами банка независимо от формы собственности и организационно-правовой формы их образования. Приведение юридического лица в соответствие с требованиями постоянно меняющегося законодательства — это забота самого юридического лица и предмет контроля органа государства. Банк не вправе и не должен требовать от своего клиента каких-либо изменений его организационно-правовой формы. Поэтому на обслуживании банков можно в каждый данный момент обнаружить клиентов, чья организационно-правовая форма далеко не полностью соответствует действующему законодательству, но это не должно препятствовать осуществлению банковских операций таких клиентов.

Кроме юридических лиц, клиентами банка могут быть также физические лица. Применительно к договору банковского счета принято утверждать, что клиенты должны быть предпринимателями, хотя никаких предписаний нормативного характера по этому по воду не существует. Но, поскольку счета открываются в соответствии с банковскими правилами и обычаями, не существует такого вида счета, который мог бы открыть гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность Применительно к банковскому обслуживанию граждан в российском банковском праве употребляется форма договора банковского вклада.

Следующую группу владельцев банковского счета образуют различные организационные образования, которые для удобства могут быть обозначены как внутренние структурные подразделения различных юридических лиц, которые сами по себе не являются юридическими лицами. Для того чтобы они могли быть владельцами счетов, необходимо их соответствие некоторым признакам. Во-первых, это должны быть организационно и имущественно обособленные субъекты. Способы и средства имущественного обособления могут быть самыми разными, начиная с давно известного внутрихозяйственного подряда и заканчивая отдельным балансом филиала. Во-вторых, такие подразделения должны действовать на основе локальных правовых актов, утвержденных самим юридическим лицом. В качестве таких актов могут выступать различные положения, например, о филиале, цехе, бригаде и др. В-третьих, юридическое лицо должно предоставить такому своему подразделению право на счет и определить в некоторых случаях вид счета. По этому поводу должно быть принято однозначно выраженное решение, зафиксированное либо в положении, либо в специально изданном приказе или разрешении.

И, наконец, последнюю группу субъектов, имеющих право открыть счет в российских банках, образуют организации и физические лица, обозначаемые в банковской практике как нерезиденты. Это те юридические лица и иные организации, которые созданы в различных государствах в соответствии с их национальным законодательством, международные организации, их филиалы и представительства, а также граждане иных государств и лица без гражданства. Их право на банковский счет обусловлено дополнительными требованиями, и они могут вступать в договорные отношения только с определенными банками.

2. Все названные субъекты права на банковский счет могут реализовать это право и обязаны это сделать по собственному усмотрению и выбору. Законодательство закрепило право на свободный выбор банка для обслуживания. Это право более слабого партнера в банковском договоре обеспечено обязанностью банка заключить договор с любым обратившимся к нему субъектом, поскольку договор банковского счета является для банка публичным. В этой связи следует оценить те предложения, которые порой высказываются представителями разных государственных органов о переводе, например, крупных налогоплательщиков на обслуживание в определенные банки, о переходе на обслуживание в определенный банк бюджетных организаций и т.п. Такое решение, если оно принято органами власти, нарушает установленное законом право клиента на выбор банка. Не говоря уже о том, что названные меры нарушают условия конкуренции на финансовом рынке, поскольку определенным банкам всегда обеспечивается наличие клиентов и денег независимо от результатов их деятельности.

Право на банковский счет имеет и количественную характеристику. Сейчас уже как об историческом факте можно говорить о той полемике, правда, в основном на «чиновничьем» уровне, о количестве счетов, открываемых одному предприятию или организации, в ходе которой представители многих государственных органов утверждали, что счет может быть только один. Закон о банках и банковской деятельности (ст. 30) установил, что каждый может открыть ровно столько счетов, сколько ему необходимо. Правда, и сейчас время от времени появляются сообщения о том, что это количество нужно ограничить. Причем, если провести аналогию с толкованием понятия «заработанные средства», которыми любое предприятие вправе распоряжаться по своему усмотрению и в отношении которых Банк России в своем, сейчас уже отмененном письме дал разъяснения, то можно предположить, что и здесь будут попытки разъяснить, что означает «необходимое» количество счетов.

3. Выбор количества счетов и банка для обслуживания осуществляется по усмотрению будущего клиента. Но в банковском счете есть условия, которые не могут определяться сторонами по договору, поскольку являются стандартными и обеспечивают одинаковое понимание и сопоставимость банковских операций. Речь идет о режиме работы счета, т.е. видах счетов, которые определяются в зависимости от содержания тех операций, которые по нему осуществляются, а также от круга потенциальных владельцев. Банковская практика, нормативные акты выделяют несколько видов счетов. Прежде всего, в зависимости от характера операций по счету необходимо выделить общие или универсальные счета, позволяющие совершать любые операции данно го субъекта и ограниченные только его компетенцией и правилами осуществления операций (расчетный, текущий счет), а также целевые или специальные счета (бюджетный, инвестиционный, счет совместной деятельности и пр.), предполагающие целевое использование денег и наличие субъекта, контролирующего такое использование.

Необходимо иметь в виду, что изменение нормативного регулирования привело к тому, что появилось две группы счетов, выделенные по иным критериям — субъекту-владельцу. В соответствии с этим можно говорить о наличии счетов конкретных субъектов и открытии счетов для определенных видов деятельности, распоряжаться которыми могут несколько субъектов. Рассмотрим названные и иные счета более подробно.

Расчетный счет — это счет для осуществления предпринимательской деятельности. По этому счету осуществляются все операции, связанные с реализацией товаров, обеспечением их производства, производственными и иными расходами. На эти счета зачисляется выручка, с них списываются деньги для выдачи заработной платы, оплаты стоимости приобретаемых комплектующих и прочих изделий, с этих счетов уплачиваются налоги и т.п. Этот счет позволяет совершать практически любые операции, поскольку владелец счета сам определяет направления использования средств, время и размеры производимых операций. Этот счет является предпосылкой осуществления расчетов в безналичном порядке.

Счет для осуществления совместной деятельности представляет собой весьма оригинальную конструкцию. Он по своей природе является расчетным счетом, хотя в письме Министерства финансов РФ от 24 января 1994 г. «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности», которым предусмотрено его открытие, он именуется текущим или аналогичным. Особенностью этого счета является множественный состав его владельцев, конкретное содержание которого определяется договором о совместной деятельности (до 1 марта 1996 года) или договором о простом товариществе (гл. 55 ГК, РФ). Счетом может распоряжаться один из участников договора, все участники в равной степени или все совместно. Последнее не распространено, поскольку предполагает получение на каждую сделку, в том числе платеж, согласия всех. По счету осуществляются все операции, связанные с осуществлени ем совместной деятельности, в том числе формирование имущества простого товарищества, расходные операции, распределение прибыли и убытков, соответствующее их перечисление и т.п. Счет открывается и закрывается в соответствии с договором.

Счета для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции, открываются в российских и зарубежных банках инвесторами в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции от 30 декабря 1995 года. Эти счета также являются разновидностью расчетных счетов с ограниченной сферой реализации, поскольку ст. 15 названного Закона предусматривает, что такие счета используются исключительно для выполнения указанных работ. Эти счета открываются в рублях Российской Федерации и в иностранной валюте. Для иностранных инвесторов предусматривается специальный порядок открытия и режим счетов, который по своей природе отнесен к валютным операциям и будет рассмотрен ниже. По рассматриваемым счетам осуществляются операции по зачислению и хранению выручки, оплате любых расходов, связанных с соглашением, выплате налога на прибыль и платежей за пользование недрами. Остаток средств инвестор использует свободно по своему усмотрению. Если выручка получена в иностранной валюте, то на эти счета не распространяется правило об обязательной ее продаже и зачислении рублевого эквивалента на рублевый счет.

В группе целевых, или специальных, счетов нужно выделять правовой режим их отдельных видов в зависимости от тех целей, для достижения которых они открываются, наличия третьих лиц, имеющих право контролировать расходование средств со счета, и сроков действия счетов. В настоящее время банковской практике известны следующие виды специальных счетов. Сюда следует включать все те банковские счета, расходование денег по которым имеет целевой характер, как бы он ни был сформулирован, а также те счета, расходование денег по которым может быть проконтролировано собственником средств. Это означает, что денежные средства, находящиеся на таких счетах, чаще всего принадлежат их владельцам не на праве собственности, а на каком-либо производном праве, например, праве оперативного управления, либо у этих денег есть дополнительные обременения, состоящие в ограничении сферы их использования.

В настоящее время большой проблемой, как практической, так и теоретической, является взаимодействие банков с субъектами, имеющими право контролировать расходование целевых средств. Дело в том, что в течение длительного времени на территории России на банки, которые являлись государственными, возлагался контроль за расходованием средств, находящихся на счетах. В силу этой укоренившейся традиции и в настоящее время иногда наблюдаются попытки возложить на банки такой контроль. Но при этом не учитывается, что банк — это коммерческий партнер своего клиента, хотя и неравный, но все же обязанный действовать в интересах клиента. Поэтому возложение на банк контрольных обязанностей необоснованно с экономической точки зрения, поскольку это не соответствует стратегии деятельности банка, и незаконно по смыслу правового регулирования. Такой контроль должен осуществлять тот субъект, который направляет деньги на счет. О передаче контрольной функции банку может идти речь только в случаях, когда это будет осуществлено с согласия банка и его клиента и за соответствующее вознаграждение, поскольку контроль представляет собой определенного рода работу, требующую временных, кадровых и иных ресурсов.

В рассматриваемую группу счетов могут быть включены как минимум следующие.

Текущие счета — это счета финансирования некоммерческих юридических лиц, представительств, структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности. Текущий счет предназначен для хранения денег и осуществления целевого финансирования его владельца, расчетных операций. Нужно иметь в виду, что понятие «текущий счет» в настоящее время нормативно не определяется, а перечень операций, осуществляемых по такому счету, может быть довольно разнообразным. Более того, нормативные акты называют порой текущим счетом тот счет, который таковым по существу не является. Так, валютное законодательство предусматривает открытие валютного транзитного и текущего счета, при этом под понятие текущего валютного счета подпадает обычный расчетный счет в иностранной валюте. Кроме того, по текущим счетам нередко допускается совершение операций расчетного счета. Так, зрелищным предприятиям при осуществлении гастрольных поездок открываются по месту гастролей текущие счета, на которые зачисляется выручка.

Бюджетные счета — это счета, открываемые предприятиям и организациям при выделении им денежных средств из федераль ного или местных бюджетов для осуществления определенных видов деятельности. Формой предоставления денежных средств могут быть субсидии, субвенции, дотации или иные виды государственных ассигнований и финансирования, если оно не осуществляется путем зачисления денег на текущий или расчетный счет. Особенностью этого вида счета являются два признака: — целевое назначение зачисляемых денег, контролировать которое, по общему правилу, должен собственник денег или лицо (орган), которому это поручено, хотя нередко такой контроль незаконно возлагают на банки; — ограниченный срок существования счета, составляющий l год, поскольку бюджет в России утверждается ежегодно, а это означает, что в конце года такие счета должны быть закрыты, а остатки по ним перечислены в бюджет.

Инвестиционные и конверсионные счета — это счета по учету средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе на финансирование конверсионных и инвестиционных программ1. Эти счета именуются текущими, что, очевидно, должно подчеркивать целевое назначение денег, но по существу они являются расчетными счетами, поскольку предназначены для осуществления предпринимательской деятельности только в определенном направлении. Инвестиционные и конверсионные счета открываются в банках, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и кредитно-денежной политики. Владельцами счета выступают предприятия, осуществляющие конверсию военного производства и включенные в перечень предприятий и объектов, на которых реализуются государственные инвестиционные программы.

4. Отдельно следует остановиться на таком виде счета, как счет предприятия-недоимщика. Порядок его открытия, равно как и право на существование, предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1212. Этот нормативный акт, не вполне согласовываясь с требованиями банковских законов, дающих право на свободный выбор банка для обслуживания, для облегчения деятельности налоговых служб установил особый порядок открытия счета. Он состоит в том, что юридические ли ца по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), их представительства и филиалы, являющиеся самостоятельными субъектами налогообложения, иностранные юридические лица, их представительства и филиалы, ведущие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, имеющие задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, все расчеты по погашению задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами осуществляют с одного из рублевых расчетных (текущих) счетов в одном из банков или иной кредитной организации Российской Федерации. Счет недоимщика определяется каждым предприятием-недоимщиком в недельный срок со дня официального опубликования Указа с уведомлением в 3-дневный срок банка или иной кредитной организации, в которой был открыт счет, и регистрацией его в недельный срок в налоговом органе, в котором предприятие-недоимщик состоит на учете.

При этом счет недоимщика определяется предприятием-недоимщиком из числа уже имеющихся рублевых расчетных (текущих) счетов в кредитной организации, где в течение последнего месяца не было нарушения сроков исполнения платежных поручений предприятия-недоимщика по вине кредишой организации или РКЦ Банка России. Налоговый орган вправе отказать в регистрации счета недоимщика по причине отсутствия средств на корреспондентском счете кредитной организации и предложить определить другой счет из имеющихся счетов в иной кредитной организации или РКЦ Банка России либо предложить открыть счет в другой кредитной организации или в РКЦ Банка России. Предприятиенедоимщик не позднее следующего рабочего дня письменно информирует всех своих дебиторов и кредиторов о реквизитах счета недоимщика, на который необходимо зачислять средства.

Определенный предприятием-недоимщиком счет недоимщика подлежит в недельный срок регистрации в государственной налоговой инспекции по району (городу, району в городе), где предприятие-недоимщик состоит на учете. В этих целях предприятие-недоимщик подает в налоговый орган, в котором состоит на учете, заявление о регистрации счета недоимщика в налоговом органе. Предприятие-недоимщик в срок, согласованный с налоговым органом, где он состоит на учете, направляет в банки и иные кредитные организации справки-поручения (платежные поруче ния) о перечислении средств на зарегистрированный счет недоимщика. Одновременно предприятие-недоимщик уведомляет налоговый орган о направлении в банк или иную кредитную организацию справок-поручений (платежных поручений) о перечислении средств на зарегистрированный счет недоимщика. Уведомление заполняется отдельно на каждый рублевый счет, открытый в банке или иной кредитной организации.

Налоговый орган вправе отказать в регистрации счета недоимщика в случае отсутствия средств на корреспондентском счете банка или иной кредитной организации, где этот счет открыт. В этом случае налоговый орган предлагает предприятию-недоимщику определить другой счет в другом банке или иной кредитной организации. Об отказе в регистрации счета недоимщика налоговый орган уведомляет также банк или иную кредитную организацию, в которой этот счет открыт. В случае отказа налоговым органом в регистрации счета недоимщика по причине отсутствия средств на корреспондентском счете банка или иной кредитной организации, предприятие-недоимщик обязано зарегистрировать в налоговом органе другой расчетный (текущий) счет, открытый в другом банке или иной кредитной организации, в срок, согласованный с налоговым органом. После полного погашения предприятием-недоимщиком задолженности налоговый орган выдает ему информационное письмо, подтверждающее этот факт, для предъявления в банки и иные кредитные организации, в которых ему были открыты иные расчетные (текущие) счета.

Денежные средства, поступающие на любые другие счета предприятий-недоимщиков в банках и (или) иных кредитных организациях, в том числе на счета их представительств и филиалов, не являющихся самостоятельными субъектами налогообложения, а также находящиеся на них остатки средств, за исключением средств, направляемых на оплату расчетных документов первой и второй групп очередности платежей, установленной ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также средств целевого бюджетного финансирования и остатков средств на бюджетных счетах, полностью перечисляются на счет недоимщика.

Предприятие-недоимщик в срок, определенный по согласованию с налоговым органом, направляет в банки и иные кредитные организации справки-поручения о перечислении средств на зарегистрированный счет недоимщика с одновременным уведомлени ем налогового органа. Выручка предприятия-недоимщика от реализации товаров (работ, услуг), а также от внереализационных операций и реализации (продажи в установленном порядке) принадлежащего ему имущества, в том числе ценных бумаг, средства для возврата кредитов (ссуд, займов) и процентов по ним, штрафы и пени, равно как и все иные поступления денежных средств в валюте Российской Федерации в пользу предприятия-недоимщика со стороны третьих лиц, за исключением средств целевого бюджетного финансирования, перечисляются на счет недоимщика.

Этот порядок расчетов действует до полного погашения предприятием-недоимщиком задолженности по платежам в федеральный бюджет и в федеральные внебюджетные фонды. При совершении предприятием-недоимщиком любых операций либо расчетов с другими предприятиями, в том числе внешнеторговых операций либо расчетов с иностранными юридическими лицами или другими хозяйствующими субъектами (далее именуются — партнеры), превышающих в сумме в течение одного года для одного партнера эквивалент 100 тыс. долларов США, предприятие-недоимщик обязано одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности представить в налоговый орган специальное извещение с обязательным указанием полного наименования и места регистрации партнера и банка, номера банковского счета, с которого (на который) перечислялись средства, а также места основной хозяйственной деятельности партнера.

В целях своевременного перечисления средств предприятие-недоимщик на основании ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации может заключить дополнительный договор банковского счета (внести изменения в имеющиеся договоры банковского счета) с кредитными организациями, в которых открыты другие счета, кроме счета недоимщика, о ежедневном перечислении кредитной организацией соответствующей суммы средств со счетов предприятия-недоимщика на зарегистрированный счет недоимщика. Ответственность сторон и сроки, в течение которых осуществляются такие перечисления, могут устанавливаться договором. Предприятию-недоимщику не позднее следующего рабочего дня после заключения указанного договора (внесения изменений в действующий договор) необходимо уведомить об этом налоговый орган, в котором он состоит на учете. В случаях непредставления (отказа представить) документов налоговые органы вправе выставлять предписания о приостановлении операций по всем счетам предприятия-недоимщика в соответствии с налоговым законодательством.

Закрытие этого расчетного (текущего) счета и определение другого расчетного (текущего) счета в качестве счета недоимщика производятся с уведомлением за две недели налогового органа, в ко тором он был зарегистрирован.