logo search
Тексты лекций Экономическая теория

Вопрос 3. Роль неценовой конкуренции. Экономическая эффективность олигополии.

Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция занимает особое значение в условиях олигополии по двум причинам:

  1. конкурентам легко повторить снижение цен, но трудно повторить рекламу и изменение качества продукции;

  2. олигополисты часто имеют дополнительные значительные средства для финансирования неценовой конкуренции.

Существую две точки зрения об эффективности олигополии. Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта свидетельствует о том, что олигополия способствует научно-техническому прогрессу, поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в условиях конкурентной отрасли. Согласно традиционной точке зрения, итоги деятельности олигополии по цене и объему производства очень похожи на результаты в условиях чистой монополии.