logo search
все билеты сс

1. Развитие и формирование современных моделей здравоохранения (страховая, бюджетная и частная модели).

Начиналось социальное страхование с наиболее простых его видов - страхования жизни и от несчастных случаев, которыми занимались небольшие частные страховые компании. В настоящее время в мире выделяются три основные принципиально отличающиеся системы здравоохранения:

В настоящее время сформировались три организационно-правовые формы:

1. бюджетная;

2. страховая;

3. коммерческая.

Каждая из перечисленных форм характеризуется своим типом экономических отношений. Причем, в процессе перехода от бюджетного финансирования к частной практике каждая из указанных выше структур способна сочетать в себе экономические отношения других предшествующих ей форм. Внутри каждой структуры можно выделить преимущественный тип экономических отношений, который в наибольшей мере в ней развит. Большинство учреждений здравоохранения применяет смешанную, бюджетно-страховую форму финансирования.

Бюджетная медицина. Принцип построения эталитарного бюджетного здравоохранения, действовавшего в социалистических странах, состоит в том, что государство собирает скрытые налоги в виде недоплаты заработной платы. Полученные деньги (без контроля со стороны пациентов) направляются в центральные органы управления здравоохранением (министерства), которые в свою очередь перераспределяют их по территориям. Там местные органы здравоохранения выделяют деньги ЛПУ, которые их тратят на лечение больных. Таким образом, идет прямая государственная закупка услуг системы здравоохранения с последующим их бесплатным распределением. Государство в неявной форме выступает в качестве единственного страховщика всего населения, что создает государственную монополию. При этом значительно заниженные "условные цены" на медицинские услуги также определяет государство, которое является единственным покупателем медицинских услуг. Такая ситуация на рынке медицинских услуг (монопсония - см. гл. IX) приводит к продаже услуг по цене меньшей, чем их себестоимость, и к постепенному обнищанию работников здравоохранения, которые в попытках выйти из бедственного положения начинают формировать новые каналы для оплаты производителей медицинских услуг (взятки, различные формы благодарностей и т.п.). Поскольку у пациента создается впечатление бесплатности медицинских услуг, то, естественно, возникают дефицит и очереди. О механизмах функционирования эгалитарной бюджетной медицины читатель может узнать из любого учебника по организации здравоохранения.

Для нашей страны на современном этапе развития приемлема вторая система. Преимущества страховой медицины заключаются в следующем:

1. система государственных финансов получает дополнительные возможности привлечения средств;

2. целевые страховые фонды формируются на децентрализованной основе, местные власти вправе самостоятельно определять условия финансирования и размеры льгот;

3. возможно проведение единой национальной политики охраны здоровья, целевые программы;

4. предприятия принимают прямое, а не косвенное участие в формировании страховых фондов.

Частная медицина имеет ряд преимуществ: 1) заинтересованность врача в пациенте; 2) конкуренция врачей, что приводит к снижению стоимости услуг; 3) нацеленность на самое высокое качество медицинского обслуживания, ни постоянное освоение новых услуг и новых рынков услуг; 4) полная свобода пациента в выборе врача; 5) неограниченные возможности оспорить действия врача в судебном порядке. Подсуден не только врач, который плохо лечит, но и предприятие, которое является виновником заболевания.

Вместе с тем также очевидны недостатки частной медицины: 1) из-за стремления врачей и ЛПУ к монополии отмечается постоянный рост цен на медицинские услуги; 2) у пациента может не хватить денег на сложные виды лечения; 3) недоступность для широких масс населения многих видов медицинских услуг. Более того, как показала практика развивающихся стран, при неуправляемом нарастании платности медицинской помощи нагрузка на государственный бюджет возрастает. Это связано с тем, что фактор платежеспособности все больше определяет решение граждан по поводу первичного обращения к врачу. Люди просто вовремя не лечатся. При этом возрастает доля запущенных заболеваний, требующих дорогого стационарного лечения (72).