2.4. Маркетинг в страховании
Страховой маркетинг – это система понятий и приемов, с помощью которых достигается взаимопонимание и эффективное взаимодействие страховщика и страхователя, оптимизация их финансово – экономических отношений, направленная на наилучшее обеспечение потребностей страхователей в качественной, относительно дешевой и полной страховой защите в сочетании с достижением достаточной доходности страховых операций для компании.
Страховой маркетинг достаточно сильно отличается от маркетинга, существующего в области товарного производства. В первую очередь это связано с особенностями страхового бизнеса, среди которых основными являются:
долгий срок жизни страхового продукта, долгосрочный характер взаимодействия страховщика страхователя. Определяемый сроком действия договора (например, срок действия договора страхования жизни может достигать 50 и более лет), в результате чего в ряде случаев истинная рентабельность и свойства страхового продукта становятся понятными через много лет после его продажи;
наиболее важная для клиента часть его общения со страховой компанией (расследование и урегулирование страхового случая) могут отставать на многие годы от момента заключения договора, страховщик может по тем или иным причинам отказать в выплате возмещения, т.е. на этапе покупки страхового продукта клиент не может адекватно его качество;
неотделимость страховой услуги от страховщика, который берет на себя долговременные обязательства по возмещению ущерба, вследствие чего качество страхового продукта может изменяться по субъективным причинам стечением времени;
сильная рисковая составляющая, характерная для страхования, тогда как традиционный маркетинг в сфере производства не предусматривает подробного анализа различных рисков, имеющихся в процессе жизненного цикла товара, при этом риск (его оценка и управление им) являются основными составляющими страхового продукта;
сильная государственная регламентация страхового бизнеса, в частности, наличие жестких требований к свойствам страхового продукта (тарифы, обязательное страховое покрытие, размещение страховых резервов и т.д.), что существенно снижает маркетинговую свободу маневра страховщика (напр., он не может существенно снизить цены на свои услуги, так как это вызывает ответную реакцию государственных органов, ответственных за обеспечением платежеспособности страховщика);
нежелательная динамика социально- экономического окружения российского страхового рынка;
отсутствие патентования страховых продуктов, что автоматически влечет за собой быстрое копирование удачных разработок и страховых программ конкурентами; слабое понимание сути страхования большинством клиентов, особенно физическими лицами, из чего вытекают осложнения в общении страховщика со страхователями, часто не представляющими себе полезность страховой защиты и механизм формирования ее цены;
чрезвычайно большое значение сегментации рынка в деятельности страховщиков.
Специфика производства услуг заключается в том, что их нельзя произвести в срок и хранить. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно связаны и не могут быть разорваны.
Неизбежным следствием одновременности производства и потребления услуги является изменчивость ее исполнения. Качество страховой услуги довольно сильно зависит от того, где и когда она предоставляется.
Процесс маркетинга включает в себя ряд действий, которые могут быть сведены к двум функциям:
формирование спроса на страховые услуги – это целенаправленное воздействие на потенциальных покупателей в целях повышения существующего уровня спроса до желаемого уровня. Приближающегося к уровню предложения данной компании.
удовлетворение страховых интересов клиентуры – реализация данной функции заключается в высокой культуре страхового обслуживания (совершенствование организации продаж страховых полисов, улучшение обслуживания клиентов, поддержание своего имиджа).
Маркетинг страховщика включает в себя следующие элементы:
изучение страхователей. В рамках этого анализа определяется структура потребительских предпочтений, т.е. вкусы и привычки людей, их реакции на те или иные виды страховых услуг.
изучение мотивов потенциального клиента при заключении договора страхования. В рамках анализа мотивов поведения страхователей изучаются не только вкусы и привычки, но и обычаи и наклонности поведения (стереотип мышления), что позволяет прогнозировать особенности поведения определенных социальных групп страхователей на будущее и проводить адекватную страховую политику. К средствам изучения мотива поведения страхователей различных социальных групп относят использование специальных тестов, анкет, опросных листов. Правильное использование данных, позволяет адекватно реагировать на ситуацию, складывающуюся на страховом рынке.
анализ рынка страховой компании. обычно такой анализ проводится по одному или нескольким однотипным видам страхования для определения потенциальной емкости рынка на те или иные услуги. В рамках анализа рынка дается распределение по отдельным регионам. В результате проведенного анализа рынка выясняется, где наиболее выгодно проводить те или иные виды страхования. Результаты анализа тесно увязываются с уровнем платежеспособного спроса населения.
исследование страхового продукта. Данное исследование, с одной стороны, показывает руководству, что хочет иметь страхователь применительно к конкретным условиям договора, а с другой – каким образом предоставить потенциальным клиентам новые страховые продукты, на кого ориентировать рекламу, разъясняя условия договора.
анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту включает изучение функций и особенностей деятельности посредников страховщика. Характера сложившихся взаимоотношений со страхователем.
изучение конкурентов. Определение форм и уровня конкуренции. Здесь прежде всего предстоит установить главных конкурентов данной страховой компании на рынке, выявить их сильные и слабые стороны. Собирается и систематизируется информация о различных аспектах деятельности конкурирующих страховщиков: финансовое положение, страховые тарифы на конкретном рынке, особенности управления страховым делом. Результаты исследования заносятся в специальные информационные досье, составляются специальные аналитические таблицы.
С учетом данных элементов маркетинга разрабатывается общая стратегия маркетинга страховой компании.
- 2.3. Менеджмент в страховании.
- 2.4.Маркетинг в страховании.
- 2.5. Роль страхового агента и брокера в страховании.
- 2.2. Организационно – правовые формы страхования
- 2.3. Менеджмент в страховании
- 2.4. Маркетинг в страховании
- 2.5. Роль страхового агента и брокера в страховании
- 2.6. Конкуренция, конкуренты и конкурентоспособность страховой компании
- Контрольные вопросы