logo search
Тексты лекций Экономическая теория

Вопрос 3. Макроэкономическое равновесие. Изменения в макроэкономическом равновесии. Эффект «храповика».

Макроэкономическое равновесие – это совпадение на рынке объема совокупного спроса и объема совокупного предложения. Фактически макроэкономическое равновесие – это мгновение равновесности.

Графически – это точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, которая определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства.

Кривые совокупного спроса и кривые совокупного предложения могут смещаться, в связи с чем смещается и точка равновесия.

Увеличение совокупного спроса вызывает различные изменения в равновесии в зависимости от того, в пределах какой части кривой совокупного предложения происходит это увеличение. Если в пределах горизонтального участка, то уровень цен не меняется, а реальный объем производства увеличивается. Если в пределах промежуточного участка - увеличиваются и уровень цен, и реальный объем производства. Если в пределах вертикального участка - при неизменном реальном объеме производства увеличивается уровень цен.

Ситуация сложнее, если совокупный спрос уменьшается. Если это уменьшение происходит в пределах промежуточного и вертикального участков кривой совокупного предложения, то уровень цен (по крайней мере, за короткий промежуток времени) не уменьшается вслед за уменьшением совокупного спроса. Цены не имеют тенденции к падению, так как тенденции к падению не имеет заработная плата (а она составляет около 75% расходов фирмы и уплачивается после осуществления процесса труда, значит по крайней мере в течение 1-2 месяцев без изменения коллективного трудового договора, она не может быть понижена), и сдерживающим фактором служит монопольная власть производителя на рынке (чем выше уровень монополизма и чем сильнее степень монопольной власти, тем продолжительнее период не падения цен). Эта аномальная для рынка ситуация получила название "эффект храповика".

Повышение совокупного предложения приводит к уменьшению уровня цен и увеличению реального объема производства. Уменьшение совокупного предложения приведет к увеличению реального уровня цен и уменьшению реального объем производства.