Вопрос 1. Экономическая теория: ее возникновение и развитие.
Основные этапы развития экономической теории определяются развитием ее объекта – экономических отношений.
Первые экономические взгляды (Древняя Греция, Древний Рим) появляются вместе с развитием отношений товарного обмена. Период становления капиталистических экономических отношений и разложения феодальных отношений вызвал к жизни первые систематизированные экономические взгляды.
Борьба купеческого капитала с господством феодальной власти нашла теоретическое выражение в первой школе экономической теории – меркантилизме. Впервые правила экономического поведения связываются не с деятельностью отдельного лица, ведущего хозяйство, а с системой экономических отношений, в которой ведущую роль должно играть государство. Поэтому экономическая наука стала называться политической экономией. Этот термин впервые использовал в названии своего трактата французский меркантилист Монкретьен в 1615 г.
Меркантилисты первыми поставили и пытались решить научную экономическую проблему: каков источник общественного богатства (меркантильный – связанный с торговлей, торговый, торгашеский. Меракнтилизм – система взглядов торгового класса – купцов.). В развитии меркантилизма выделяются два этапа: 1. Ранний меркантилизм (XIV-XV вв.) богатство общества отождествлял с золотыми деньгами и поэтому рекомендовал государю установить запрет на вывоз денег за пределы государства. 2. Зрелый меркантилизм (XVI-XVII вв.) богатство общества отождествлял с товарной массой, продажа которой за рубеж приносит денежное богатство государству; задача государства – контролировать внешнюю торговлю таким образом, чтобы всегда соблюдался баланс, т.е. доходы от продажи товаров должны превышать расходы от покупки товаров на внешнем рынке.
Вторая школа в развитии экономической теории – классическая политическая экономия.
Первые представители этой школы – физиократы (XVIII в.) – считали, что богатство создается в сельском хозяйстве. Научная новизна этого течения заключается в направлении внимания ученых на сферу материального производства, в отличие от меркантилистов, которые искали источник богатства в сфере товарного и денежного обращения. Физиократы впервые представили производство как единый общественный процесс, в котором участвуют различные классы людей. Они сравнивали общество с живым организмом, в котором все органы взаимосвязаны при помощи обмена веществ, считали, что богатство создается природой. Именно поэтому их называют физиократами («власть природы»).
Высшая форма классической политэкономии создана трудами А. Смита и Д. Рикардо. Непоследовательность А. Смита выразилась в трактовке источника стоимости и всего общественного богатства. С одной стороны, в этом качестве он называл труд (и в это его прогрессивная заслуга). Но с другой стороны, убеждал, что в создании стоимости участвуют три класс – не только рабочие, но также и капиталисты, и земледельцы, т.е. владельцы трех факторов производства – труда, капитала и земли (теория трех факторов). В этом сказывается классовая принадлежность Смита к буржуазии. Рикардо был более последовательным: он считал, что если стоимость создается трудом, значит она должна принадлежать им. Рикардо в своей научной системе проследил, как трудовое содержание стоимости проявляется во всех остальных экономических формах (деньгах, земельной ренте и т.д.).
В XVIII в. классическая школа политэкономии открыто выражала взгляды буржуазии, передового класса, борющегося с всевластием феодальной монархии. В то время интересы буржуазии совпадали с интересами общественного развития, и поэтому буржуазная политэкономия не боялась научной критики существующих капиталистических производственных отношений. В XIX в., завоевав политическое и экономическое господство буржуазия перестала быть революционным классом и перешла на позиции защиты, апологии сложившихся капиталистических производственных отношений. Классическая школа стала разлагаться в 1820-1840- е годы. Ее революционную, критическую сторону стали развивать социалисты-рикардианцы, защитники интересов рабочего класса. Реакционную, апологетическую (апологетика – предвзятая, неприкрытая защита, восхваление) сторону защищала новая школа, представлявшая интересы буржуазии и землевладельцев, которую К. Маркс назвал «вульгарной буржуазной политэкономией». Критическую традицию классической школы в середине XIX в. возродили и подняли на новую высоту К. Маркс и Ф. Энгельс – создатели пролетарской политэкономии – марксизма.
К. Маркс преодолел противоречия и последовательно развил трудовую теорию стоимости, основу которой заложили классики. Он создал теорию двойственного о общественного характера труда и на этой основе – теорию прибавочной стоимости. Исследовав механизм и формы существования капитала, К. Маркс доказал неизбежность экономического самоуничтожения капитализма и обосновал революционную роль его могильщика – рабочего класса. К. Маркс обосновал идею, что действительным богатством общества является человек, трудящийся. В условиях капитализма его развитие резко ускоряется, но имеет несвободный, уродливый, односторонний характер. После смерти капитализма человек сможет стать всесторонне развитой личностью.
В начале XX в. марксизм распадается на два направления. Первое – продолжение революционной стороны марксизма – сформировалось в русский марксизм – ленинизм. В.И. Ленин – последовательный защитник основ марксизма, коммунистической версии марксизма. Он разработал экономическую теорию высшей стадии капитализма – империализма. Второе направление марксизма – реформизм, социал-демократическая версия марксизма. Оно основано на критике трудовой теории стоимости К. Маркса и революционных методов преобразования общественных отношений. Социал-реформисты считают, что капитализм можно прообразовать в социализм постепенно, методом реформ. Истории подтвердила право на существование и ленинской концепции преобразования капитализма и реформистской концепции: после того как произошла социалистическая революция в России, и особенно после жестокого опыта спасения капитализма методом фашистских диктатур господствующие круги западноевропейских стран вынуждены были пойти на практическое применение социал-демократической версии «облагораживания» капиталистической системы.
Апологетические традиции вульгарной политэкономии в конце XIX в. продолжили представители неоклассической школы. Они прямо формулировали свою задачу: разработать новую экономическую теорию в противоположность трудовой теории стоимости К. Маркса. Они предложили трактовку стоимости как субъективного свойства – «предельной полезности». Поэтому неоклассическую школу называют еще субъективной политэкономией. Второе достижение этой школы: разработка экономико-математических моделей равновесия рыночного хозяйства в условиях свободной конкуренции завершающую форму неоклассическому направлению придал А. Маршалл, в 1890 г. издавший «Принципы экономикс». В XX в. в западных странах термин «экономикс» вытеснил термин «политэкономия». Экономикс – это современная западная политэкономия.
В начале XX в. идет процесс массового образования монополий в промышленности. Для выражения и защиты интересов мелкого капитала и трудовой части собственности в противовес интересам финансовой олигархии – верхушки крупного монополистического капитала – создается институциональная экономическая теория (Т. Веблен «Теория праздного класса» 1899 г.). Она критикует противоречия капитализма, от которых страдают бедный классы и на которых наживается финансовая олигархия. Она ставит под сомнение теории «свободной конкуренции», «рыночного равновесия». Она ставит под сомнение принцип индивидуализма и подчеркивает роль общественных организаций и форм деятельности – «институций». Институционализм – предшественник кейнсианства. Он активно разрабатывается в современных условиях, когда потерпели серьезное поражение практические рекомендации кейнсиацев и монетаристов.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. укрепил у западных ученых сомнения в реальной достижимости равновесия в условиях капитализма свободной конкуренции. Чтобы дать объяснение закономерному характеру кризисов в рыночной экономике, Дж. М. Кейнс разработал теорию макроэкономики и обосновал вывод о необходимости государственного регулирования рыночной экономики в целях предотвращения разрушительных последствий экономических кризисов. В сущности, Кейнс доступным для правящих кругов Запада языком объяснил истины, доказанные еще К. Марксом.
После Второй мировой войны последователи Кейнса (неокейнсианцы) и неоклассической школы разрабатывают теории экономического роста. На этой основе делаются попытки соединить достижения обеих школ, они получили название «неоклассический синтез».
Мировой экономический кризис 1973-1975 гг. показал, что практические рекомендации неокейнсианцев не только перестали давать полезные результаты, но и порождают новые экономические противоречия. Государственное регулирование экономики привело к хроническим бюджетным дефицитам и превратило инфляцию в хроническое явление. Потребовалась новая теория для обоснования экономической политики государства в новых условиях. За неимением ничего лучшего в западной экономической теории пришлось использовать теорию монетаризма. Она разрабатывалась в США в 50-60-е годы. Лидер – М. Фридмен. Заслуга монетаризма заключается в исследовании механизма денежного обращения и разработке механизма денежно-кредитной политики государства. Идеологическая суть монетаризма – защита свободы частного предпринимательства и конкуренции.
Итак. В развитии экономической теории можно выделить два крупных периода:
От отдельных экономических взглядов к созданию научной системы категорий. От описания поверхностных явлений сферы денежного обращения (меркантилизм) к познанию их сущности, открытию экономических законов (классическая школа) затем к углублению познания сущности и раскрытию богатого содержания экономических законов (марксизм).
возврат к поверхностному описанию множества форм проявления экономических процессов, отказ от анализа их сущности (вульгарная политэкономия и экономикс).
-
Меркантилизм
Ранний
Поздний
-
Классическая политэкономия
физиократы
А. Смит
Д. Рикардо
Социалисты-рикардианцы |
| Вульгарная политэкономия | Марксизм |
-
Институционализм
Ленинизм
Реформизм
-
Кейнсианство
Неоклассика
Монетаризм |
| Неоклассический синтез |
|
В конце XX- начале XXI вв. мировая экономическая мысль находится в кризисе: старые кумиры повержены – кто заслуженно, кто нет, а принципиально новые научные идеи пока не созданы.
В настоящее время наиболее выдающимися учеными-экономистами всех времен и народов считаются:
Адам Смит (1723-1790 гг), основной труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.);
Карл Маркс (1818-1883 гг.), «Капитал» (первый том – 1867 г.);
Джон Мейнард Кейнс (1883-1846 гг.), «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).
- Экономика Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
- Вопрос 1. Экономическая теория: ее возникновение и развитие.
- Вопрос 2. Предмет экономической теории. Основные методы исследования.
- Лекция 2. Экономические блага, потребности и ресурсы. Производственные возможности.
- Вопрос 1. Эволюция экономических систем: от традиционной до постиндустриальной экономики.
- Вопрос 2. Потребности, блага, ресурсы.
- Вопрос 3. Проблема выбора – основная проблема экономики. Кривая производственных возможностей.
- Лекция 3. Рыночная система: спрос и предложение.
- Вопрос 1. Понятие рынка и его функции. Типы и структура рынка.
- Вопрос 3. Рыночное равновесие.
- Вопрос 4. Эластичность спроса и предложения.
- Вопрос 5. Вмешательство государства в механизм спроса и предложения.
- Лекция 4. Теории потребительского поведения.
- Вопрос 1. Понятие полезности. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности.
- Потребительский спрос
- Вопрос 2. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Графическое изображение равновесия потребителя.
- Вопрос 3. Эффект дохода, эффект замещения. Феномен Гиффена.
- Лекция 5. Производство экономических благ
- Вопрос 1. Фирма и ее основные формы.
- Вопрос 2. Оптимальная комбинация факторов.
- Лекция 6. Издержки производства.
- Вопрос 1. Экономические издержки: понятие, виды. Прибыль.
- Вопрос 2. Экономические издержки в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3.Экономические издержки в долгосрочном периоде. Положительный, отрицательный и постоянный эффект масштаба производства.
- Вопрос 4. Выручка и прибыль. Трансакционные издержки
- Лекция 7. Фирма как совершенный конкурент. Особенности рынка совершенной конкуренции.
- Вопрос 1. Характеристика спроса в условиях чистой конкуренции. Валовой, средний, предельный доход.
- Вопрос 2. Поведение фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3. Кривая предложения фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.
- Вопрос 4. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль. Кривая предложения отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками.
- Вопрос 5. Эффективность рынка совершенной конкуренции.
- Лекция 8. Типы рыночных структур. Рынок несовершенной конкуренции Монополия
- Вопрос 1. Кривая спроса чистого монополиста.
- Вопрос 2. Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков.
- Монополистическая конкуренция
- Вопрос 1. Рынок монополистической конкуренции: кривая спроса фирмы - монополистического конкурента.
- Вопрос 2. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном периоде.
- Вопрос 3. Тенденция к безубыточности в долгосрочном периоде.
- Вопрос 4. Эффективность рынка монополистической конкуренции.
- Вопрос 5. Неценовая конкуренция.
- Олигополия.
- Вопрос 1 Основные признаки олигополии. Особенности ценового поведения фирмы-олигополиста.
- Основанная на тайном сговоре олигополия
- Лидерство в ценах
- IV Ценообразование по принципу «издержки плюс»
- VМодель Курно
- Вопрос 3. Роль неценовой конкуренции. Экономическая эффективность олигополии.
- Лекция 9. Рынки факторов производства.
- Вопрос 1. Рынок факторов производства и его структура.
- Вопрос 2. Спрос фирмы на факторы производства.
- Рынок капитала.
- Вопрос1. Основной и оборотный капитал.
- Вопрос 2. Равновесие на рынке услуг капитала. Дисконтирование.
- Рынок труда.
- Вопрос 1. Равновесие на рынке труда.
- Вопрос 2. Рынок труда и профсоюзы.
- Рынок земли. Рентные отношения.
- Вопрос 1. Рынок земли.
- Вопрос 2. Рентные отношения.
- Лекция 10. Воспроизводство. Система национальных счетов.
- Вопрос 1. Макроэкономика, ее понятие и цели.
- Вопрос 2. Национальный объем производства и методы его измерения.
- Вопрос 3. Модель макроэкономического кругооборота.
- Лекция 11. Макроэкономическое равновесие. Классическая модель общего экономического равновесия.
- Вопрос 1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса.
- Вопрос 2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые детерминанты совокупного предложения.
- Вопрос 3. Макроэкономическое равновесие. Изменения в макроэкономическом равновесии. Эффект «храповика».
- Кейнсианская модель общего макроэкономического равновесия.
- Вопрос 1.Основные посылки кейнсианской теории равновесия.
- Вопрос 2. Потребление и сбережения. Инвестиции.
- Вопрос 3. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства.
- Вопрос 4. Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала. Мультипликатор автономных расходов. Рецессионный и инфляционный разрывы.
- Вопрос 5. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели ad-as и Кейнсианского креста
- Лекция 12. Денежно-кредитная система и политика. Деньги.
- Банки и банковская система.
- Лекция 13. Циклическое развитие экономики.
- Вопрос 1. Цикличность как закономерность экономического развития.
- Вопрос 2. Причины и механизм экономических циклов.
- Лекция 14. Рынок труда, занятость, безработица.
- Лекция 15. Макроэкономическая нестабильность и инфляция.
- Вопрос 1. Инфляция.
- Лекция 16. Экономический рост.
- Вопрос 1. Экономический рост и его факторы.
- Вопрос 2. Модели экономического роста.
- Модель роста Солоу
- Лекция 18. Государственное регулирование национальной экономики.
- Вопрос 1 Фискальная политика государства.
- Вопрос 2 Государственный бюджет.
- Лекция 19. Международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство.
- Вопрос 1. Открытая экономика. Мировой рынок. Международная торговля.
- Вопрос 2. Валюта. Валютные отношения.
- Вопрос 3. Международное движение факторов производства. Глобализация экономики.