logo search
все билеты сс

Экзаменационный билет №12

  1. Типы социальных программ и их финансирование.

Важную роль в политике доходов играет финансирование социальных программ. Система поддержания уровня доходов граждан, как правило, состоит из двух видов программ. К первому виду относятся программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, резервируемых для этих целей, и соответствующие пособия считаются заработанным правом, а не государственной благотворительностью.

Ко второму виду относятся программы государственной помощи, в соответствии с которыми предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имеющим детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений.

Составными частями государственного социального страхования в РФ являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионному страхованию подлежат все работающие и, в ряде случаев, члены их семей. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ уплачиваются работодателями в размере 28% от ФОТ; для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также большинства предпринимателей – в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 1% выплат, начисленных работнику.

Государственное социальное страхование является обязательным, но дополнительно к нему может осуществляться добровольное социальное страхование, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законодательством РФ о страховании.

Государственное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка и других случаях осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации. Страхованию подлежат все работающие. Страховые взносы уплачиваются в 1999 г. работодателями в размере 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Обязательное медицинское страхование осуществляется Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и охватывает все население. За работающих в 1999 г. страховые взносы уплачивают работодатели в размере 3,6%, за неработающих граждан – исполнительные органы субъектов РФ в виде страховых платежей в установленных ими размерах.

Страхование на случай безработицы осуществляется Государственным фондом занятости населения РФ. Страхованию подлежит все трудоспособное население. Страховые взносы уплачиваются работодателями в 1999 г. в размере 1,5% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

В соответствии с программой социальных реформ на 1996– 2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 222 от 26 февраля 1997 г.*, целью реформирования государственного социального страхования является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии защиты от социальных и профессиональных ов, связанных с утратой заработка, работы, здоровья, а также более эффективное использование страховых средств.

Реформирование системы социальных выплат предусмотрено осуществлять по двум приоритетным направлениям:

• установление экономически обоснованных размеров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов. Решение этой проблемы можно осуществить на основе персонифицированного учета страховых взносов по отдельным видам страхования, повышения заинтересованности застрахованных лиц в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и контроле за расходованием страховых средств;

• упорядочение требований к предоставлению социальных пособий – при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка.

Основные направления реформирования страховых платежей и взносов в государственном социальном страховании включают в себя:

• введение трехканальной схемы поступления средств, в соответствии с которой большая часть нагрузки будет приходится на работодателя, а меньшая распределяться между работником и государством;

• постепенное расширение участия работников в уплате страховых взносов, что позволит активизировать роль доходов населения в решении важнейших социальных проблем;

• введение на случай временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отраслевой дифференциации страховых взносов в зависимости от отраслевых профессиональных ов, перевод выплат нестрахового характера на бюджетное финансирование.

В системе обязательного медицинского страхования намечается постепенно повысить ставки страховых взносов до уровня, обеспечивающего полное финансирование гарантированного перечня медицинских услуг работающему населению, а также завершить переход к полному финансированию этих услуг неработающему населению за счет взносов территориальных бюджетов.

В системе страхования по безработице предполагается осуществить переход на бюджетные принципы финансирования всех выплат нестрахового характера.