logo search
dlya_pechati

29. Первичный (внебиржевой) рынок ценных бумаг (западная и российская модели).

Первичный внебиржевой рынок ценных бумаг — это рынок, где происходит размещение вновь выпущенных ценных бумаг. Основная функция первичного рынка ценных бумаг направле­ние инвестиционных потоков в наиболее перспективные, динамично развивающиеся сферы производства. Особенность внебиржевого рынка – он пропус­кает новые выпуски цен. бум., которые затем уходят на фондовую биржу. Субъекты первичного рынка ценных бумаг:

1) физические лица;

2) юридические лица — промышленные компании, фирмы, коммерческие банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды;

3) государство, органы регионального и муниципального управления.

На первичном рынке размешаются в основном акции и облига­ции. Исключе­ние – финансовые векселя, размещаемые коммерчески­ми банками, государством, регионами и органами муниципально­го управления; эти векселя представляют собой, по сути, бескупонные облигации. Основная роль внебиржевого рынка связана с торговлей обли­гациями. На нем осуществляется и продажа акций. Степень развитости первичного рынка ценных бумаг зависит от развития экономики в целом, кредитно-финансовой системы, традиций рынка ценных бу­маг и накопления денежного капитала. Наиболее развиты первич­ные рынки в США, Японии, Канаде и Западной Европе.

Первичный рынок распадается на рынок частных корпоративных облигаций (от 70—90%) и рынок акций (от 10—30%). Около 80—90% финансирования корпораций осуществляется за счет первичного рынка. Особенность первичного рынка США, Канады – размещение ценных бумаг через посредников — инвестиционные банки. Взаимоотно­шения между компанией-эмитентом и инвестиционным банком строятся на основе эмиссионного соглашения.

Обычно он закупает весь выпуск, т.е. принимает на себя финансовую ответственность за весь выпуск (андеррайтинг). Обязательным условием эмисси­онного соглашения является «ого­ворка о выходе с рынка», которая позволяет аннулировать согла­шение.

Ценные бумаги размещаются на первичных рынках различными методами.

  1. Андеррайтинг - это подписание соглашения между банковским консорциумом и крупной корпорацией о сотрудничестве в организационно-технической подготовке очередной эмиссии и гарантировании размещения целиком всего или значительной части нового выпуска ценных бумаг эмитента на рынке. В соответствии с соглашением, банковский консорциум к установленной дате выкупает не размещенные им ценные бумаги и занимается их перепродажей.В организационной структуре консорциума выделяется т.н. главное юридическое лицо, от имени которого подписывается соглашение. Это крупнейший банк, который берёт на себя обязательство по размещению, как правило, 25% объёма займа. Кроме того, выделяются группы банков-гарантов и продавцов. Отношения участников консорциума строятся на договорной основе. Банки, входящие в группу гарантов, обязуются разместить установленную для них долю ценных бумаг или выкупить их. Участники группы продавцов занимаются продажей ценных бумаг без обязательств выкупа.Участники консорциума получают комиссионное вознаграждение за свои услуги в размере 2 - 2,5% от суммы займа. Консорциум размещает, как правило, несколько займов параллельно.

  2. Публичный метод. Один или несколько инвестиционных банков, не связанных взаимными обязательствами, принимают на реализацию часть займа эмитента, не выкупая её. Не реализованные ценные бумаги возвращаются эмитенту. Банки получают комиссию за размещение.

  3. Прямой или частный метод. Инвестиционный банк осуществляет консультирование корпорации - эмитента и подыскивает для неё инвестора. Банк получает комиссию за консультирование.

  4. Конкурентные торги. Группа инвестиционных банков осуществляет размещение ценных бумаг методом аукциона. Банки получают комиссию за размещение.

  5. Новая технология. Метод появился в практике рынка ценных бумаг США в конце прошлого века. Корпорация-эмитент, действует без посредников, создавая в своей организационной структуре специальное подразделение. Это подразделение осуществляет размещение ценных бумаг, обеспечивая корпорации экономию за счёт отсутствия выплаты комиссионного вознаграждения посреднику.

Первоначальное публичное предложение акций обозначают аббревиатурой IPO (Initial Public Offering). Первое предложение компанией акций в открытой продаже. Это чаще всего молодые, небольшие компании. Инвестор, покупающий такие акции, как правило, принимает на себя большой риск в ожидании высокой прибыли. IPO инвестиционных компаний (взаимных фондов закрытого типа) обычно предполагает надбавку (комиссионные за размещение) к рыночной цене бумаг для покупателей.Говоря об инвестиционных банках, работающих на первичном рынке, следует заметить, что они специализируются на постоянной перепродаже чужих ценных бумаг. Существуют также инвестиционные банки, специализирующиеся на долгосрочных вложениях своих ресурсов, в т.ч. в ценные бумаги. Их называют, соответственно, инвестиционными банками первого и второго типов.