logo search
Отчет по практике1

3.2 Порядок открытия текущих и других счетов. Основные документы учета.

В ЗАО «Минский Транзитный Банк» открываются следующие счета:

1.Текущий (расчетный) счет в белорусских рублях и в долларах США;

2.Специальный счет для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты в российских рублях;

3.Специальный счет для аккумулирования валютных средств в евро;

4.Депозитный счет в белорусских рублях (долларах США);

5.Временный счет в белорусских рублях;

6.Субсчет в белорусских рублях (евро);

7.Благотворительный счет в белорусских рублях (долларах США).

Об открытии счета банк в течение одного банковского дня обязан направить сообщение в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, которая выдала дубликат извещения о присвоении УНН.

При открытии текущего счета в иностранных валютах на каждый вид иностранной валюты открывается отдельный лицевой счет. Открытие (сохранение) нескольких текущих счетов в иностранных валютах в различных учреждениях банков допускается с разрешения Национального банка Республики Беларусь. Примерный договор текущего счета в белорусских рублях находится в ПРИЛОЖЕНИИ Е.

При проведении расчетов с использованием электронных расчетных документов представляется карточка открытого ключа проверки подписи, удостоверенная подписью (подписями) и печатью владельца (владельцев) личного ключа подписи.

Специальный счет для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты открывается только в том банке, где открыт текущий счет данного клиента в иностранных валютах, при отсутствии текущего счета в иностранных валютах - в том банке, где открыт текущий счет в белорусских рублях, в иных случаях - с разрешения Национального банка Республике Беларусь.

Вкладной (депозитный) счет открывается на основании договора банковского вклада (депозита).

Временный счет может быть открыт:

строящемуся предприятию (пусковой комплекс, очередь, этап и т.п.) на срок до полного пуска предприятия в эксплуатацию;

для аккумуляции денежных средств, предназначенных в случаях, предусмотренных законодательством, для формирования уставного фонда учредителям (участникам) вновь создаваемых предприятий;

для зачисления и дальнейшего перевода денежных средств для пополнения уставного фонда предприятия до размеров, установленных законодательством;

иностранному инвестору при создании предприятия для формирования уставного фонда;

для зачисления и перевода денежных средств в разовом порядке в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

После сформирования уставного фонда и государственной регистрации предприятия в общем порядке открывается текущий счет, а временный счет на основании заявления клиента закрывается. Временный счет может не закрываться после государственной регистрации предприятия в течение срока, установленного законодательством Республики Беларусь и (или) учредительными документами данного предприятия, для увеличения уставного фонда до установленного законодательством Республики Беларусь размера.

Учредителям (участникам) созданного предприятия временный счет открывается для аккумулирования денежных средств, необходимых для увеличения уставного фонда до размеров, установленных законодательством Республики Беларусь, при представлении в банк, в котором открыт текущий счет данного предприятия тех же документов. Временный счет может не открываться, если у учредителей (участников) созданного предприятия имеется необходимая для пополнения сумма, которая вносится непосредственно на текущий счет предприятия.

Обособленному подразделению предприятия, не выделенному на отдельный баланс и расположенному вне места нахождения предприятия, по усмотрению банка и ходатайству предприятия, при наличии разрешения банка, в котором открыт текущий счет предприятия, может открываться субсчет в белорусских рублях и в иностранной валюте для аккумуляции выручки от реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ.

Благотворительный счет открывается в банке предприятию, предпринимателю для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной помощи или пожертвований с целью проведения благотворительных акций, для лечения граждан, строительства объектов различного назначения, ремонта, реконструкции зданий, представляющих историческую или культурную ценность, проведения экологических мероприятий и иных социально значимых мероприятий. Счет может открываться как в белорусских рублях, так и в иностранных валютах.

В ЗАО «МТБанк» действует специальная система обслуживания «Клиент-банк», которая предоставляет дополнительные услуги и меры безопасности в обслуживании клиентов.

Преимущества системы «Клиент -Банк»:

• более двух десятков видов исходящих документов,

• курсы валют НБ РБ "сегодня на завтра",

• привычный и удобный Windows-интерфейс,

• возможность управлять счетом из другого региона;

• обмен документами (в виде текстовых файлов) с популярными бухгалтерскими программами (1С, Галактика и т.д.),

• возможность передавать практически любую информацию, касающуюся различных сторон взаимодействия банка и клиента;,

• оперативная информация об итогах торгов на бирже,

• обмен данными с банком через интернет либо по обычному модему,

• круглосуточный без выходных обмен документами с банком,

• сертифицированная криптография,

• квалифицированная группа технической поддержки.

Ведение и сопровождение указанных выше счетов осуществляется с использованием следующих понятий.

Операционный день – деятельность банка в течение рабочего дня, которая связана с приемом, оформлением, контролем первичных учетных документов клиентов и банка, отражением их в бухгалтерском учете, завершением обработки информации и формированием ежедневного баланса.

Банковский день – часть операционного дня банка, в течение которого происходит обслуживание клиентов и структурных подразделений банка (прием (оформление), контроль первичных учетных документов клиентов банка, отражение их в бухгалтерском учете). Время начала и окончания банковского дня устанавливается приказом (распоряжением) руководителя банка с учетом режима работы платежных систем и доводится до сведения клиентов.

Организация рабочего дня ответственных исполнителей в Банке должна обеспечивать своевременное оформление поступающих расчетно-кассовых документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.

Операционный день в банке, филиале, расчетно-кассовом центре состоит из времени по работе с клиентами и структурными подразделениями банка, т.е. времени, в течение которого осуществляется прием (оформление), контроль, отражение в учете принятых от клиентов, структурных подразделений банка расчетно-кассовых документов и времени на завершение обработки информации с формированием ежедневного баланса, который должен быть получен не позднее начала следующего операционного дня. Время начала и завершения операционного дня устанавливается на основании приказа (распоряжения) руководителя Банка, филиала, в пределах календарного дня, кроме государственных праздников и праздничных дней, объявленных нерабочими. В ЗАО «МТБанк» банковский день установлен с 8.30 -17.30, а операционные день банка - 9.00-16.30.

Все операции по расчетно-кассовым документам, поступившим в течение банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете в тот же операционный день, документы, поступившие в банк по истечении банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете не позднее следующего операционного дня; операции, осуществленные в выходные дни, объявленные банком или установленные законодательством рабочими днями, отражаются в бухгалтерском учете в порядке, определенном для рабочих дней. Оплата всех документов с текущих (расчетных) счетов производится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня (за исключением овердрафтного кредитования) с соблюдением действующей очередности платежей.

Счета регистрируются в книге регистрации открытых лицевых счетов, которая должна содержать следующие реквизиты: дату открытия счета, наименование счета, номер лицевого счета, дату закрытия счета, поле для примечаний. Книга регистрации открытых лицевых счетов ведется на машинном носителе информации. Также предприятию могут быть открыты счета по учету кредиторской задолженности, которые также оформляются соответствующими договорами. При этом клиент оформляет заявку на кредит (приложение Ж) и предоставляет пакет необходимых документов (приложение З).

Платежи клиента осуществляются в пределах остатка денежных средств на счете на начало банковского дня или в пределах лимита овердрафта. Кроме непосредственной передачи платежных инструкций в банк клиент при наличии соответствующим образом оборудованного рабочего места может передавать их в виде электронного документа при помощи описанной выше системы “Клиент-банк”.

3.3 Учёт операций при осуществлении безналичных расчетов, учет межбанковских расчетов, учет операций при расчетах наличными деньгами.

Межбанковские расчеты – это расчеты по выполнению требований и обязательств, возникающих между банками как по инициативе клиентов, так и по собственной инициативе. Межбанковские расчеты предполагают установление между банками корреспондентских отношений путем заключения корреспондентского соглашения.

На основании заключенных договоров банки открывают друг другу корреспондентские счета. По корсчету отражаются следующие операции: операции, связанные с обслуживанием клиентов банка, операции по межбанковским кредитам, депозитам, по подкреплению оборотной кассы, по покупке-продаже ценных бумаг, собственные хозяйственные операции банка: поступление средств в виде процентов за кредиты; выплата процентов по привлеченным депозитам; расчеты банка за приобретенные товарно-материальные ценности; и другие.

Сотрудничество с ЗАО “МТБанк” позволяет банку получать качественное, быстрое, квалифицированное обслуживание корреспондентских счетов с минимальными издержками, а также развивать взаимовыгодное сотрудничество на межбанковском рынке, используя следующие основные преимущества в обслуживании корреспондентских счетов:

Для организации необходимого качества и скорости межбансковского взаимодействия используются следующие средства связи: SWIFT, телекс, e-mail;

Для приема и выдачи денежной наличности клиентам в течение банковского дня в ЗАО «МТБанк» созданы приходно-расходные кассы.

Прием денежной наличности от клиентов в кассу банка производится по следующим документам: объявление на взнос наличными, извещение, приходный кассовый ордер (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж). Если вносится иностранная валюта, то оформляется заявление на взнос наличной иностранной валюты.

Принятую в течение банковского дня денежную наличность кассир формирует и упаковывает в соответствии с установленными требованиями и сдает ее вместе с отчетной справкой и приходными кассовыми документами заведующему операционной кассой. В случае расхождения между фактическим наличием ценностей и данными отчетных документов кассир сообщает об этом руководителю кассового подразделения. Заведующий операционной кассой сверяет сумму принятой денежной наличности с отчетной справкой и приходными кассовыми документами и подписывает отчетную справку.

Выдача денежной наличности из кассы банка осуществляется по следующим документам: чеки из денежных чековых книжек, расходный кассовый ордер (ПРИЛОЖЕНИЕ И).

Денежные чеки и другие документы на получение денежной наличности клиенты банка предъявляют ответственным исполнителям, которые после соответствующей их проверки выдают лицу, получающему денежную наличность, контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера для предъявления в кассу. Выдача банкнот производится полными и неполными пачками, отдельными корешками и листами.

В конце банковского дня кассир сверяет сумму денежной наличности, принятой под отчет, с суммой расходных кассовых документов и остатком денежной наличности, после чего составляет отчетную справку, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах ответственных исполнителей. Сверка оформляется подписями кассира в кассовых журналах и ответственных исполнителей на справке кассира. В случае расхождения между фактическим наличием ценностей и данными отчетных документов кассир сообщает об этом руководителю кассового подразделения. При подтверждении излишка или недостачи составляется акт произвольной формы, а кассир представляет объяснительную записку руководителю кассового подразделения, которая в последующем рассматривается руководителем банка (заместителем руководителя).

Остаток денежной наличности кассир вместе с расходными кассовыми документами за день и отчетной справкой сдает под расписку в книге учета принятых и выданных ценностей заведующему операционной кассой, который, проверив отчетную справку, подписывает ее и направляет в кассовые документы дня.

Ревизия ценностей операционной кассы, находящихся в кладовой и кассах ЗАО «Минский транзитный банк», и проверка порядка их хранения производятся: ежегодно по состоянию на 1 января нового года; не реже одного раза в квартал (внезапная ревизия); при смене руководителя банка, главного бухгалтера и лиц, ответственных за сохранность ценностей; при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей; в других случаях — по распоряжениям руководите головного учреждении банка.

Учет кассовых операций осуществляется в первом классе плана счетов на активных балансовых счетах группы 10 «Денежные средства»:

1010 «Денежные средства в кассе»;

1011 «Денежные средства в кассах, находящихся вне здания банка»;

1020 «Денежные средства в обменных пунктах»;

1020 «Денежные средства в кассах с продленным днем»;

1040 «Денежные средства в банкоматах»;

105Х «Денежные средства в пунктах инкассации»;

1060 «Денежные средства для подготовки авансов»;

1080 «Денежные средства в пути»;

109Х «Прочие средства платежа».

По дебету счетов отражается поступление денежной наличности, по кредиту – ее списание.