logo search
БУ

51. Формы и инструменты безналичных расчетов.

Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы ЦБ устанавливает правила осуществления расчетов в РФ. Для осуществления безналичных расчетов ЦБ устанавливает определенные формы безналичных расчетов. Основными являются: платежное поручение; аккредитив; чек; платежное требование.

Платежное поручение (ПП)- письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении опред. суммы с его счета на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом банке. С помощью ПП совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно ПП.

Расчеты ПП имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.

Расчеты по аккредитивам (А). А представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы. При получении заявления на аккредитив банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Т.о., депонирование денег гарантирует поставщику своевременную оплату. Зачисление средств на счет поставщика производится банком после того, как будут предоставлены документы, подтверждающие отгрузку или выполнение работ, услуг.

Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку оплатить с его счета держателю чека определенную ден. сумму.

Платежные требования применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара или выписки товарных документов.

Безналичные расчеты могут быть также организованы с использованием векселя и пластиковой карточки.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях). Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизованным требованиям и, следовательно, обязательно должны содержать следующие данные: наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; номер корреспондентского счета, БИК и название банка плательщика; наименование плательщика и номер его расчетного счета в банке, а также идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование получателя средств, номер его расчетного счета и ИНН; наименование, номер корреспондентского счета и БИК банка получателя; назначение платежа; сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью.

Первый экземпляр документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Расчетные документы по операциям предпринимателя без образования юридического лица принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке с образцами подписей, без оттиска печати.

Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Прием документов производится в дни и время работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком в течение операционного дня, проводятся в этот же день. За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также за неправильное или несвоевременное зачисление сумм, причитающихся клиенту, он, владелец счета, вправе потребовать от банка уплаты в свою пользу штрафа в размере 0,5% несвоевременно зачисленной или списанной суммы за каждый день задержки, если иное не предусмотрено договором между банком и владельцем счета. Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку в количестве экземпляров, необходимом для банка и всех участвующих в расчетах сторон.

При использовании системы типа «Клиент-Банк» списание средств может происходить по электронной копии документа.