logo search
Иванова Л

2.2 Приказы и первый государственный бюджет

К 15 веку сложилась система финансовых учреждений – Приказов. Их появление связано с изменением дворцовых функций, они становятся общегосударственными. В связи с образованием централизованного государства возникла необходимость создания органа, который занимался бы управлением в государственном масштабе, в том числе и в области финансов. В 17 веке приказов начитывалось уже около 200.

Первыми были Приказ Большого Дворца и Казенный Приказ. Их создание относится к концу пятнадцатого - началу шестнадцатого века. Первоначально во главе Приказа был казначей, затем два казначея в силу усложнения функций и их важности.

Посольский Приказ занимался обустройством послов, прибывающих в Москву, организацией приемов, содержание послов заграницей. Кроме финансовой стороны, Посольский приказ обеспечивал необходимый документооборот, снабжал необходимыми документами.

Ямской приказ обеспечивал сбор ямского налога, кормов, подвод и проводников, лошадей, контроль за расходованием денег ямщиками, выдачу проезжающим подорожных документов.

Приказ Большого прихода собирал подати, положенные в основу «сошного письма», затем военные налоги. Приказ большого Прихода возник при Борисе Годунове. Ведал ремеслами и торговлей, собирал налоги с городского населения, просуществовал до 1718 года, полностью сохранив свои функции.

Сибирский Казанский приказ (Казанский дворец) был образован после завоевания Казани и Астрахани. Он собирал ясак – пушной налог с побежденных народов Сибири и Поволжья.

Особое место занимают так называемые территориальные приказы, которые не только взымали налоги с определенной территории (заложена в названии), но и занимались судебно-административными делами. Примерами могут служить – Новгородская четь, Галичская четь, Владимирская четь. Название можно трактовать как важность земельного налога (соха измерялась четями, 1 четь=0,5 га).

Стрелецкий Приказ известен с 1571г. Он ведал стрелецким войском: набором стрельцов, их отставкой, выплачивал жалованье.

Поместный Приказ ведал переписью государственных и вотчинных земель.

Для сбора чрезвычайных налогов был создан Приказ пятинных и запросных денег

В среднем численность служащих в приказе составляла 50 человек, за исключением Поместного, численность его служащих доходила до 900 человек. При приеме на службу необходимо было принести присягу (дать клятву) о бережном отношении к казне.

Для контроля за деятельностью всех приказов был создан Счетный Приказ, он контролировал доходы, расходы и недоимки государства в целом.

Основная проблема функционирования приказов – их многочисленность, которая нарастала по мере расширения государства и увеличения государственных функций. Многочисленные приказы плохо справлялись с возложенными функциями. Эту проблему пытались решить, подчиняя несколько приказов одному руководителю (от двух до девяти приказов). Однако, роль Приказов сложно переоценить. Это первые государственные органы финансового управления. Благодаря им сформировалась система сбора налогов и учета доходов и расходов государства. Приказы будут реформированы в восемнадцатом веке.

Официальным бюджетом, который дошел до наших дней является бюджет 1680года. Его особенность – он был профицитным, т.е. доходы превышали расходы. Это связывают с деятельностью приказов. Обратите внимание на структуру бюджета: перечень статей доходов и расходов. Структура бюджета меняется по сравнению с казной князя.

Таблица