1.4. Организационные основы построения аппарата управления банком
Банк, как и любое другое предприятие, имеет определенный аппарат управления. На его структуру оказывает влияние прежде всего характер банковской деятельности. Поскольку банк является предприятием, то построение аппарата его управления, с одной стороны, содержит некоторые общие черты, характерные для всех предприятий, занятых производством определенного продукта. У банка, как и у любого другого предприятия, есть своя дирекция, свои руководящие и исполнительские подразделения, своя бухгалтерия, своя кадровая служба и пр.
Вместе с тем банк является особым предприятием, он выступает как денежно-кредитный институт, поэтому структура аппарата его управления несет на себе отпечаток той специфической деятельности, которую он совершает. Это можно заметить на примере определенных принципов организации его работы.Под ними понимаютсятакие исходные положения его деятельности, которые дают предпосылки для реализации присущих банку функций и выполнения банковских операций.
===24===
Банки, как правило, организованы по функциональному признаку.Это означает, что структура кредитного учреждения должна быть привязана к той конкретной его деятельности, которую он выполняет. В силу того, что банк выступает как крупный кредитный институт, в аппарате его управления должны присутствовать кредитные кадровые подразделения. Так как банк одновременно совершает расчеты, в составе его управленческих структур особо должны быть выделены отделы или управления, организующие расчетные операции. Поскольку банк принимает и выдает наличные деньги, в составе его управленческих структур должна быть касса и т.д. В общем, те функции и операции, которые выполняет банк, неизбежно обусловливают особенности построения системы его управления, привносят в управленческий аппарат те структурные подразделения, которых в своей совокупности не встретишь ни у промышленного, ни у торгового предприятия.
К принципам организации банка относится не только функциональный принцип. В их составе выделяется также принцип соответствия поставленных целей.Как известно, целью банка является получение прибыли. Это означает, что в банке должны быть структуры, зарабатывающие деньги (ищут покупателей банковского продукта, продают его по цене выше собственных затрат). Для управления прибылью создаются отделы, планирующие доходы и расходы, составляющие бюджет в целом по банку и по его подразделениям, обеспечивающие экономию затрат.
Среди принципов организации банка можно выделить и принцип иерархии властных полномочий его отдельных подразделений.Существуют два эшелона власти: высшее звено управления и прочие подраз-делени:. банка. К высшему звену относятся Совет банка, Правление банка, ревизионная комиссия, различного рода комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть банковского персонала и решающие наиболее принципиальные вопросы банковской системы.
Ко второму эшелону в системе соподчинения подразделений банка по отношению друг к другу относятся все другие управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением других работ.
Не менее важным принципом построения аппарата управления банком является обеспечение совместных и координированных действий.Вспомним, что под "структурой" понимается не случайный набор ее элементов, а их взаимодействие. Если то или иное предприятие имеет статус банка, то неизбежно оно должно содержать в своем составе такие подразделения, которые, с одной стороны, как бы изнутри обеспечивают выполнение им соответствующих операций, с другой стороны, соответствие его деятельности условиям окружающей среды. Если, к примеру, банк выдает кредиты, то это означает, что наряду с кредитными подразделениями в качестве поддержки должны быть созданы отделы (группы) по учету выдачи и погашения ссуд, юридические службы, обеспечивающие соответствие системы кредитования действующим законодательным нормам, специальные группы сотрудников по проверке кредитоспособности клиентов, качества залога и гарантий. Некоторые банки в целях реализации данного принципа создают специальный административный комитет, который обеспечивает координацию и взаимодействие различных подразделений банка.
===25===
В принципах организации банка выделяется также принцип рационализации управления. В соответствии с данным принципом работа банка должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить развитие банка (по линии, например, внедрения новых услуг, сокращения затрат, повышения производительности труда, исследования рынка и т.д.). Некоторые банки создают специальные подразделения, организуют работу экспертного совета, включающего представителей разнообразных отраслей знаний, - видных экономистов, юристов, ученых. В задачу такого совета входят консультирование по наиболее крупным вопросам развития экономики, по политике страны и банка, содействие разработке его концепции, подготовка от лица банка научных мероприятий, помощь в организации повышения квалификации персонала и др.
С позиции организации банка важно обеспечение целостности и соответствия условиям окружающей среды.Это означает, что в рамках единой стратегии развития, принятой в банке, между его подразделениями устанавливается тесное взаимодействие, каждое подразделение совершенствует свою деятельность в соответствии с изменением условий окружающей среды.
Чрезвычайно важно, чтобы система организации банка отвечала также принципу обеспечения контроля.Обязательным элементом здесь выступают внутренний и внешний аудит. Подразделения внутреннего и внешнего аудита призваны контролировать законность выполняемых мероприятий, их соответствие нормам и предписаниям Центрального банка РФ. Аудиторские проверки организовываются как в рамках головного банка, так и по отношению к его филиалам (внутренний аудит). Внешний аудит обеспечивается специальными аудиторскими фирмами, обладающими лицензией на проверку деятельности кредитных учреждений. Аудиторами банка могут быть лица, сдавшие соответствующий квалификационный экзамен и получившие в связи с этим аудиторское удостоверение.
Внутренняя упорядоченность, согласование внутренних подразделений банка обеспечиваются также посредством подчинения правилам - регламентации деятельности работников,для реализации данного принципа банки разрабатывают определенные предписания (устав, положения об определенных отделах и службах, квалификационные характеристики). Каждый сотрудник банка должен знать свои обязанности, обладать определенными знаниями и умением выполнять правила, отраженные в этих и других документах.
Наконец, немаловажно, чтобы банк был обеспечен оперативной и достаточной информацией,новыми методами ее обработки с тем, чтобы своевременно принимать необходимые организационные и экономические меры по обеспечению стабильности, надежности кредитного учреждения. Информационное обеспечение, будучи системным элементом банковской инфраструктуры, в организационном отношении реализуется путем создания в банке особых подразделений (группы людей), занимающихся сбором и обработкой соответствующей информации.
===26===
Принципы организации банка
Функциональное построение
Соответствие целям банка
Иерархия властных полномочий и уровней организации
Совместные и координированные действия
Рационализация управления
Целостность и соответствие условиям окружающей среды
Обеспечение контроля
Регламентация деятельности персонала
Обеспечение оперативной и достаточной информацией
Конечной целью формирования структуры банка являются удобство управления всем комплексом банковской деятельности, повышение качества предоставляемых клиентам банковских услуг, производительности труда банковских служащих, достижение прибыльного хозяйствования как предприятия.
С учетом данной цели банковская структура не может быть застывшей, напротив, она должна видоизменяться, быть подвижной.
Во-первых, банку необходимо приспосабливать свою структуру к завтрашнему дню - к тому банку, который должен быть создан согласно стратегии его развития. В сложившейся структуре вызревают контуры тех отделов, управлений, секторов, которые в перспективе будут созданы в интересах реализации стратегических задач развития банковской деятельности. Постепенно из групп сотрудников могут создаваться первоначально секторы, затем отделы и (при необходимости) управления.
Во-вторых, подвижность структуры может быть продиктована изменением текущих задач. Анализ банковского рынка выявляет нерентабельность развития одних и высокую рентабельность других операций. Понятно, что это должно привести к сокращению (иногда к полному свертыванию) деятельности отдельных отделов и серьезному расширению других подразделений. В связи с новыми направлениями своей деятельности банк должен учитывать сложившиеся реальности и свои потребности в штатах сотрудников. В целом можно заметить, что на структуру аппарата управления коммерческого банка оказывает влияние несколько факторов.
Среди них можно выделить размер банка и численность его персонала. Большой банк объединяет значительную массу сотрудников. К середине 1994 г. из ста крупнейших коммерческих банков России 33 банка имели в своем составе более 20 филиалов, порядка 60% их численности имели число сотрудников, превышающее 500 человек. Отдельные крупные банки имеют более 2 тыс. сотрудников. Естественно, в этих условиях количество отделов и управлений здесь довольно велико. В малом банке может не быть специальных отделов и тем более управлений, которые характерны для крупного банка. В малом банке работает ограниченная группа людей, которые могут быть объединены в основные отделы (например, кредитный отдел, операционный отдел и бухгалтерия).
===27===
Активное воздействие на структуру коммерческого банка оказывает наличие персонала.В целом ряде случаев банки не могут расширяться и создавать полноправные структурные подразделения из-за нехватки обученных кадров, обладающих знаниями ведения соответствующих операций. В данной связи современная структура аппарата управления некоторых российских банков не приобрела еще законченного вида, что наряду с другими факторами сдерживает развитие определенных видов банковской деятельности.
Среди факторов, воздействующих на структуру банка, основополагающее влияние оказывает уровень его универсализации, или специализации.Если банк провозглашает себя универсальным банком, то он неизбежно (рано или поздно) должен создавать в своей структуре ряд специальных подразделений (отделов, секторов, групп), организующих многообразные виды банковских услуг. Напротив, специализация банка на определенном виде деятельности избавляет его от выполнения ряда операций и соответствующего формирования отдельных подразделений аппарата управления. С другой стороны, специализация банка на выполнение определенного вида деятельности требует от него расширения тех отделов и управлений, которые призваны регулировать этот более широкий крут операций, соответствующих его роду деятельности.
Структура банка определяется, наконец, задачами экономии затрат,необходимости загрузки банковского персонала. Банк является коммерческим предприятием, он работает в интересах получения прибыли. Он не может набирать излишний персонал, ибо это увеличивает общие расходы по оплате труда банковских работников. Банк должен нанять такое число сотрудников, которое было бы достаточно для выполнения соответствующего объема работ и обеспечивало бы необходимую их загрузку.
- Банковское дело
- Раздел 1. Характеристика банка как предприятия
- Глава 10. Кредитование юридических лиц
- Глава 11. Организация отдельных видов кредита
- Предисловие
- Раздел 1. Характеристика банка как предприятия Глава 1. Сущность банка и организационные основы его построения
- 1.1. Представление о сущности банка с позиции его исторического развития
- 1.2. Современные представления о сущности банка
- 1.3. Банк как элемент банковской системы
- 1.4. Организационные основы построения аппарата управления банком
- 1.5. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
- Глава 2. Правовые основы банковской деятельности
- 2.1. Структура современного банковского законодательства
- 2.2. Эволюция банковского законодательства в россии
- 2.3. Особенности первых банковских законов 1990 года
- 2.4. Основная характеристика современного банковского законодательства
- Глава I. Общие положения (ст. 1-8).
- 2.5. Законодательные основы деятельности современного банка
- 2.6. Обеспечение безопасности банков
- 2.7. Банковская монополия
- 2.8. Взаимоотношения банка с клиентами
- РазделIi. Общие вопросы деятельности коммерческого банка Глава 3. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база
- 3.1. Ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика
- 3.2. Понятие и структура собственного капитала банка
- 3.3. Оценка достаточности собственного капитала банка
- 3.4. Привлеченные средства коммерческого банка
- Глава 4. Структура и качество активов банка
- 4.1. Состав и структура активов
- 4.2. Качество активов банка
- Глава 5. Доходы и прибыль коммерческого банка
- 5.1. Доходы коммерческого банка
- 5.2. Расходы коммерческого банка
- 5.3. Процентная маржа
- 5.4. Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка
- 5.5. Формирование и использование прибыли коммерческого банка
- 5.6. Оценка уровня прибыли коммерческого банка
- Глава 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- 6.1. Понятие и факторы, определяющие ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- 6.2. Российская практика оценки ликвидности коммерческих банков
- 6.3. Зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков
- Глава 7. Банковская отчетность
- 7.1. Значение и виды банковской отчетности
- 7.2. Баланс банка и принципы его построения
- 7.3. Текущая бухгалтерская отчетность
- 7.4. Годовая бухгалтерская отчетность
- 7.5. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках
- РазделIii. Услуги и операции коммерческого банка Глава 8. Пассивные операции банков
- 8.1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков
- 8.2. Депозитные и внедепозитные операции
- Глава 9. Система оценки кредитоспособности клиентов банка
- 9.1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента
- 9.2. Кредитоспособность крупных и средних предприятий
- 9.2.1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка
- 9.2.2. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика
- 9.2.3. Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента
- I стадия - создание запасов.
- II стадия - стадия производства:
- III стадия - стадия сбыта:
- 9.2.4. Определение класса кредитоспособности клиента
- 9.3. Оценка кредитоспособности мелких предприятий
- 9.4. Оценка кредитоспособности физического лица
- Глава 10. Кредитование юридических лиц
- 10.1. Фундаментальные элементы системы кредитования
- 10.2. Субъекты кредитования и виды кредитов
- 10.3. Объекты кредитования
- 10.4. Особенности современной системы кредитования
- 10.5. Условия кредитования
- 10.6. Этапы кредитования
- 10.7. Общие организационно-экономические основы кредитования
- 10.7.1. Методы кредитования и формы ссудных счетов
- 10.7.2. Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
- 10.7.3. Процедура выдачи кредита
- 10.7.4. Порядок погашения ссуды
- Глава 11. Организация отдельных видов кредита
- 11.1. Современные способы кредитования
- 11.2. Кредит по овердрафту и контокорренту
- 11.3. Ипотечный кредит
- 11.4. Организация потребительского кредита (кредитование физических лиц)
- 11.5. Межбанковские кредиты
- 11.6. Кредиты банка россии
- 11.7. Консорциальные (синдицированные) кредиты
- Глава 12. Содержание кредитного договора банка с клиентом
- 12.1. Правовой и экономический аспекты кредитного договора банка с клиентом
- 12.2. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора
- 12.3. Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
- 12.4. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентом
- Глава 13. Формы обеспечения возвратности кредита
- 13.1. Понятие формы обеспечения возвратности кредита
- 13.2. Залог и залоговый механизм
- 13.3. Уступка требований (цессия) и передача права собственности
- 13.4. Гарантии и поручительства
- 13.5. Классификация предприятий по степени кредитного риска в зависимости от финансового состояния и качества обеспечения кредита
- Глава 14. Организация платежного оборота и межбанковские корреспондентские отношения
- 14.1. Основы платежного оборота
- 14.2. Платежная система и ее элементы
- 14.3. Принципы организации безналичных расчетов
- 14.4. Расчеты в нефинансовом секторе (в народном хозяйстве)
- 14.5. Расчеты в финансовом секторе (между банками)
- Глава 15. Лизинговые операции коммерческих банков
- 15.1. История возникновения и развития лизинга
- 15.2. Сущность лизинговой сделки
- 15.3. Основные элементы лизинговой операции
- 15.4. Классификация видов лизинга и лизинговых операций
- 15.5. Организация и техника лизинговых операций
- 15.6. Содержание лизингового договора
- 7. Порядок расторжения лизингового договора.
- 15.7. Риски лизинговых сделок
- Глава 16. Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 16.1. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг
- 16.2. Выпуск банком собственных ценных бумаг
- 16.3. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 16.4. Операции репо
- Глава 17. Валютные операции коммерческих банков
- 17.1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
- 17.2. Экономические основы валютных операций коммерческих банков россии
- 17.3. Классификациям понятие валютных операций коммерческих банков россии
- 1. Открытие и ведение валютных счетов клиентуры
- II. Неторговые операции коммерческого банка
- III. Установление корреспондентских отношений с иностранными банками
- IV. Конверсионные операции
- V Операции по международным расчетам. Связанные с экспортом и импортом товаров и услуг
- VI - Операции по привлечению и рязмещению банком валютных средств
- 17.4. Валютные риски и методы их регулирования
- 17.5. Финансовые инструменты как метод страхования валютных рисков
- Глава 18. Прочие операции коммерческих банков
- 18.1. Классификация и общая характеристика прочих операций коммерческих банков
- 18.2. Правовые основы развития прочих операций коммерческих банков
- 18.3. Организация прочих операций коммерческих банков
- Глава 19. Новые банковские продукты и услуги
- 19.1. Пластиковые карты. Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике
- 19.2. Банкомат как элемент электронной системы платежей
- 19.3. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях
- 19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте
- 19.5. Хранение ценностей
- 19.6. Форфейтинговые операции банков
- 19.7. Опционы, фьючерсы, свопы
- Глава 20. Банковский процент и процентные начисления
- 20.1. Банковский процент и механизм его использования
- 20.2. Процентный риск, методы его оценки и управления
- 1) Риск изменения цены.
- 2) Риск изменения кривой доходу.
- 3) Базисный риск.
- 4) Риски, связанные с опционами.
- 20.3. Процентные ставки и методы начисления процентов
- Оглавление
- Раздел III услуги и операции коммерческого банка....211
- Глава 8 Пассивные операции банков.213
- Глава 9 Система оценки кредитоспособности клиентов банка..,...222
- Глава 10 Кредитование юридических лиц..243
- Глава 11 Организация отдельных видов кредита..269