13.Государственное регулирование страховой деятельности. Контроль государства за деятельностью страховых организаций. Лицензирование страховой деятельности в рф
Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и действенный контроль страхового сектора экономики.
Законодательная база правового регулирования национального страхового рынка заложена в Законе РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., вступившем в силу с 12 ноября 1993 г., в Законе РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» 1993 г. и в Приказе Росстрахнадзора РФ «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации», введенном в действие с 1 ноября 1992 г.
В 1992 г. создан Росстрахнадзор РФ - Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой даны были контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ (хотя в обиходе сохранилось прежнее название). В настоящее время действует Федеральная служба страхового надзора России (ФССН) (хотя в обиходе по-прежнему называется Росстрахнадзор).
В 1996 г. Правительством РФ было принято Постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В1997 г. разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В октябре 1998 г. принято Постановление Правительства РФ «Об основных направлениях развития национальной системы страхования РФ в 1998-2000 годах».
В настоящее время правовая основа страховой деятельности закреплена Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Главной целью является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации, обеспечивающей:
-реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
-формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;
-максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.
Для достижения указанных целей необходимо:
-обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;
-проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;
-повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности;
-развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;
-совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:
-прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
-обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;
- повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, предоставления им государственной поддержки;
-законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;
-совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью;
-совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение требований и принципов добросовестной конкуренции.
В связи со вступлением в силу соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в ближайшие годы предстоит решать сложные задачи развития взаимоотношений российского и международного страховых рынков.
При этом основной целью должно быть сохранение инвестиционного потенциала страхового сектора, его использование в интересах национальной экономики.
По мере укрепления российского страхового рынка и создания необходимых предпосылок для его развития будет поэтапно проводиться либерализация допуска на него иностранных компаний. Главным направлением станет привлечение зарубежных страховщиков и перестраховщиков в отечественную экономику для создания системы защиты инвестиций.
В то же время в первоочередном порядке необходимо создавать условия для увеличения емкости национального страхового рынка с учетом того, что в любом случае возможности протекционистских решений могут быть весьма ограничены в условиях реальной международной конкуренции.
Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение возмещения ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение.
Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователем. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственного страхового надзора - величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.
Страховой рынок как часть финансово- кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования.
Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.
Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования - главная функция. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Органом государственного страхового надзора регистрация оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.
Обеспечение гласности.
Каждый страховщик, профессионально занимающийся страховой деятельностью, обязан опубликовать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении (публичная отчетность). Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, органы государственного страхового надзора должны проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.
3. Поддержание правопорядка в отрасли.
Орган государственного страхового надзора может начинать расследование нарушений закона, проводить проверки оперативно-финансовой деятельности страховщиков.
Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется Федеральной службой страхового надзора Министерства финансов РФ, на который также возложены разработка соответствующих методических и нормативных документов, обобщение практики применения страхового законодательства, разработка предложений по его применению, защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам.
Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.
Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить следующие документы:
-программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций;
-правила или условия страхования по видам операций;
-статистическое обоснование применяемой системы тарифов ставок и резервов.
Федеральная служба страхового надзора обязана выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов, в случае отказа в выдаче лицензии в течение того же срока - сообщить страховой организаций о причинах отказа
Для осуществления возложенных задач Федеральная служба страхового надзора имеет право:
-проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций;
-получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и информацию, подтверждающую достоверность полученных сведений;
-осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;
-контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени капиталовложений и ликвидности активов этих организаций.
Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения, Федеральная служба страхового надзора имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации.
Налоговое регулирование в страховании
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе взимания налогов с изготовителя, составляет налоговое регулирование страховой деятельности.
Налог - это обязательный платеж, уплачиваемый налогоплательщиком в бюджет соответствующего уровня или в государственные внебюджетные фонды.
В налоговую систему Российской Федерации включены федеральные, региональные и местные налоги.
Объекты налогообложения в страховании: имущество; прибыль; доход и выручка от реализации страховых услуг.
Налогоплательщики в страховании - юридические и физические лица, участвующие в страховой деятельности, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги. Они обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать налоги; вести бухгалтерский учет; составлять и своевременно сдавать в налоговые органы отчеты о финансово-хозяйственной деятельности; обеспечивать сохранность документации не менее пяти лет; предоставлять налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документы и сведения; вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере сумм сокрытого или заниженного дохода, выявленного проверками налоговых органов; представлять письменные пояснения мотивов отказа подписания актов проверки, произведенной налоговыми органами; выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятии решений до ликвидации (реорганизации) юридического лица.
Надзор за соблюдением налогового законодательства в страховании, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей страховыми организациями осуществляет налоговая инспекция, которая наделена правами: проверять денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты и другие бухгалтерские документы; изымать документы, свидетельствующие о нарушении финансово-хозяйственной деятельности; назначать по результатам проверки штрафы и насчитывать пеню за выявленные нарушения; предъявлять иски в суды и арбитражные суды и др.
Гарантируемая государством поддержка страховой деятельности обеспечивает, в том числе и налоговые послабления для страховых организаций (участвующих, например, в обязательном и добровольном медицинском страховании).
Защита прав потребителей
Правовые отношения по защите прав потребителей строятся на основе Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно ст.2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование- это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Упомянутые отношения состоят в том, что страховщик оказывает услугу страхования страхователю. Таким образом, страховщик выступает как производитель услуги страхования, а страхователь - как потребитель услуги.
Следовательно, страховые отношения в определенных случаях подпадают под действие закона РФ «О защите прав потребителей», который определяет права потребителей и ответственность продавца, оказывающего страховую услугу.
Страховые интересы физических и юридических лиц реализуются через потребности и спрос на страховые услуги. Кроме того, целый ряд страховых услуг социально ориентированное российское государство признает обязательными, определяя правила страхования. Но в рыночной экономике страховщики могут навязывать потребителям выгодные для себя условия приобретения услуг или оказывать услуги ненадлежащим образом, нарушая права страхователя как потребителя услуги. Поэтому потребителю необходима государственная поддержка в форме законодательства по защите права потребителя, которое заставляет фирмы оказывать доброкачественные услуги.
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения с участием потребителей услуг, определяет права потребителей и механизм их реализации, регулируя законодательную защиту прав потребителей в России.
Источником права в данном случае выступает не только Закон РФ «О защите прав потребителей», но и основные правовые акты, являющиеся для него правовой базой: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; законы, определяющие условия обязательного страхования.
Кодекс РФ об административных правонарушениях - ст. 146, 147, 149, 150, 157 и др. уже определяют административную ответственность нарушения работников предприятий (фирм) за обман покупателей и заказчиков и т. д.;
Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 200) предусматривает уголовную ответственность за введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества услуги или иной обман потребителей.
Гражданский кодекс Российской Федерации (в его новой редакции) определяет статус гражданина, собственности, сделки, вопросы чести и достоинства гражданина, а также регулирует предпринимательские и имущественные отношения граждан.
Сам Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г., регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами страховых услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации об услугах и их исполнителях (продавцах), а также гарантирует государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав и ответственность за нарушение этих прав производителями (исполнителями, продавцами) услуг.
Требования этих законодательных актов обязательны для выполнения на территории РФ всеми изготовителями и продавцами услуг. Они предусматривают запрет на реализацию услуг, не отвечающих установленным законами об обязательном страховании, требованиям, правилам и договорам независимо от согласия потребителей этих услуг.
На страховые фирмы распространяются общие правила торговли, обязывающие продавца услуги надлежащим образом отражать оплату услуги в платежных документах и выдавать платежные документы покупателю услуги, удостоверяющие факты получения продавцом денег через банковские учреждения или кассу бухгалтерии фирмы.
При разногласиях по вопросу возникновения недостатков при оказании услуги продавец (страховщик) обязан организовать проведение экспертизы, неся расходы, связанные с проведением такой экспертизы, если не доказано, что недостатки возникли по вине покупателя.
Важно отметить и то, что Закон предоставляет потребителю право на возмещение морального вреда при ненадлежащем оказании услуг.
Правовое регулирование ценообразования в страховании
Цена как правовая категория имеет несколько значений. Цена - это существенное условие страхового договора, база для формирования налога на добавленную стоимость и акцизов, точка отсчета для установления надбавок, наценок и скидок, фактор влияния на рентабельность страховой деятельности, инструмент и объект государственного регулирования. В России большая часть цен являются свободными и устанавливаются по соглашению сторон. Исключение составляют цены и тарифы обязательного страхования. Свободные цены (тарифы) устанавливаются страховщиком на основе актуарных расчетов, формальное их применение подтверждается только при заключении договора страхования, т.е. с согласия страхователя. .
Регулируемые цены и тарифы устанавливаются уполномоченными органами государства или местного самоуправления по установленному перечню.
Подводя краткие итоги вышесказанному, можно отметить несколько важных моментов: во-первых, страховой рынок в России – один из наиболее бурно развивающихся секторов современного рынка, во-вторых, если правовая база страхования в России достаточно отработана, однако, остаются недостаточно урегулированными многие практические аспекты страхования.
Список нормативных актов и литературы
Конституция Российской Федерации. [Текст]- М.: Юридическая литература, 2000.- 96с.
Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. Коммент. А.А. Азарова [Текст]- М.: ПРОСПЕКТ, 2001.- 689с.
3. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. [Текст]- М.: Юристъ, 2004.-202 с.
4.Трудовой кодекс РФ. Коммент. К.Я. Ананьева. [Текст]- М.: Омега-Л, 2007.-909 с.
5.Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27.11.1992 г. [Текст] -М.: Юридическая литература, 2003.-54 с.
6.Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28.06.1991 г. [Текст]- М.: Юридическая литература, 2003.-45 с.
7.Федеральный Закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» №52-ФЗ от 28.03.1998 г. [Текст] - М.: Юридическая литература, 2003.-45с.
8.Федеральный Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 08.01.1998 г. Коммент. Под ред. В.А. Нечипоренко [Текст] - М.: Юридическая литература, 2003.- 141с.
9.Федеральный Закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. [Текст]- М.: Юристъ, 2003.- 67с.
10.Федеральный Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 25.04.2002 г.». [Текст]- М.: Юридическая литература, 2003.- 23с.
11.Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» №166-ФЗ от 15.12.2001 г. [Текст] - М.: Юридическая литература, 2001.-35с.
12.Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» №43-ФЗ от 09.04.2007 г. [Текст] - М.: Юридическая литература, 2008.-25с.
13.Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 07.05.1988 г. [Текст] - М.: Юридическая литература, 2004.-33с.
14.Указ Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров» № 750 от 07.07.1992 г. [Текст]- М.: Юридическая литература, 2003.-45 с.
15.Постановление Правительства РФ «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 216 от 17.04.2006 г. [Текст]- М.: Юридическая литература, 2007.-65 с.
16.Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении разъяснения о порядке применения ст. 15 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» № 880 от 26.12.2006 г. [Текст] - М.: ПРОСПЕКТ, 2007.-28с.
17.Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» № 667 от 06.04.1994 г. [Текст]- М.: Юридическая литература, 2003.- 36с.
18.Приказ Министерства финансов РФ № 316 от 12.05.1997 г. «О мерах по организации в центральном аппарате Министерства финансов работы по надзору за страховой деятельностью». [Текст] - М.: Министерство финансов РФ, 1997.- 24с.
19.Приказ Министерства финансов РФ № 52 н от 21.07. 2001 г. «Об утверждении Положения о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации». [Текст]- М.: Министерство финансов РФ, 1997.- 17с.
20.Приказ Министерства финансов РФ № 44 от 23.03.2002 г. «О размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций» [Текст] -М.: Министерство финансов РФ, 1997.- 31 с.
21.Приказ Росстрахнадзора РФ № 02-02/08 от 17.06.2006 г. «Об утверждении новой редакции «Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации». Сборник законодательных актов по страхованию [Текст]- М.: Юридическая литература, 2006.- 342с.
22. Шахов, В.В.Страхование. [Текст]: учебник / В. В. Шахов.- М.: ЮНИТИ, 2003.-324 с.
23.Галаганов, В.П. Страховое дело. [Текст]: учебное пособие для вузов /В.П. Галаганов.- М.: ACADEMA , 2005.-486 с.
24.Сербиновский, Б.Ю. Страховое право. [Текст]: учебное пособие для вузов/ Б.Ю. Сербиновский, В.Н. Гарькуша.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 411с.
25.Григорьев, В.Н.Страховое право. [Текст]: учебное пособие / под ред. В.Н. Григорьева, С.Л. Ефимова- М.: Юнити-Дана, 2005.- 423 с.
26.Шихов, А.К., Шихов А.А. Страховое право. [Текст]: учебное пособие 5-е изд./ А.К. шихов, А.А. Шихов.- М.: Юриспруденция, 2008.- 358с.
27.Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации. [Текст]: пособие для страховщика / под ред.Р. С. Сысоева.- Ростов- на – Дону: Феникс, 2006.-221 с.
28.Социальное страхование в Российской Федерации. Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. [Текст]: сборник нормативных документов / под ред.Н. С. Ханченкова.- Кемерово:, 2005.-277 с.
29.Социальное страхование в Российской Федерации. Экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности. [Текст]: сборник нормативных документов / под ред.Н. С. Ханченкова.- Кемерово:, 2005.-321 с.
- 1. Страховое дело и страховая защита-сущность, основные понятия, функции и роль в экономике. Организация страхового дела в России
- 3.Основные понятия и термины страхования и страхового права
- 4.Страховое правоотношение - понятие, содержание и виды
- 5.Договор личного страхования
- 6.Договор имущественного страхования
- 7.Договор страхования ответственности
- Страхование гражданской ответственности предприятий- источников повышенной опасности
- 8. Обязательственное право в страховых отношениях
- 9.Социальное страхование в Российской Федерации- формы и задачи. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 10. Обязательное медицинское страхование (омс).
- 11.Участники правоотношений по обязательному государственному пенсионному страхованию, тарифы страховых взносов, персонифицированный учет в системе
- 12.Права, обязанности и ответственность страховщика и страхователя. Порядок, сроки выплат и взыскание сумм возмещения и обеспечения. Взаимодействие страховщика с судебными органами
- Права и обязанности страховщика и страхователя в договорах личного страхования. Порядок, сроки выплат и взыскание сумм возмещения и обеспечения в личном страховании
- 13.Государственное регулирование страховой деятельности. Контроль государства за деятельностью страховых организаций. Лицензирование страховой деятельности в рф