27. Понятие и инструменты финансового инжиниринга в коммерческом банке
Финансовый инжиниринг — комбинирование финансовых инструментов с различными параметрами риска и доходности для реализации инвестиционной стратегии бизнеса. Используется при структурированном финансировании, секьюритизации, SPE, SPV. Дополнительное определение финансового инжиниринга — комплекс мер финансового воздействия, в том числе, но не ограничиваясь, процессом целенаправленной разработки новых финансовых инструментов или новых схем осуществления финансовых операций, разработкой системы финансового управления и минимизации финансовых рисков, разработкой новых финансовых инструментов и операционных схем, пригодных при осуществлении финансово-кредитных операций.
Финансовая инновация — это новые финансовые инструменты и финансовые технологии. Финансовые инструменты делятся на:
концептуальные средства - понятие и концепции, которые лежат в основе финансов как неформальной дисциплины (теория стоимости, теория хеджирования и др.);
физические средства - инструменты и процессы, которые можно использовать для достижения какой-нибудь конкретной цели (инструменты - обычные акции, ценные бумаги с фиксированным доходом и т.п.; процессы - электронная система торговли ценными бумагами и др.).
К относительно новым финансовым инструментам принадлежат брокерские счета управления денежной наличностью, облигации, обеспечение пулом ипотек, процентные свопы, конвертированные облигации с правом досрочного погашения, уволенные от налога облигации с плавающей ставкой и еще много других.
Процесс разработки новых финансовых инструментов и операционных схем (новых финансовых технологий) имеет название финансовый инжиниринг. Термин «финансовый инжиниринг» появился в 1991 г. Финансовый инжиниринг, по определению Дж. Финерти, включает проектирование, разработку и реализацию инновационных финансовых инструментов и процессов, а также творческий поиск новых подходов к решению проблем в сфере финансов. Особое внимание в определении опирается на «инновационный» и «творческий» подход.
С точки зрения практики, финансовый инжиниринг охватывает много разных сфер. Основными из них есть: финансы акционерных компаний; торговля; управление долгосрочными и краткосрочными вложениями денежных средств; управление рисками.
***
Что же касается видов инструментов финансового инжиниринга, то существует две наиболее распространенные на теоретическом уровне классификации:
Классификация финансового инжиниринга по цели.
В соответствии с ней новые финансовые инструменты, являющиеся следствием финансового инжиниринга, делятся на 4 группы:
1) финансовые инструменты, снижающие стоимость заимствования (или повышающие отдачу от инвестиций), речь идет о кредитных либо иных долговых инструментах ("мусорные облигации", зеро-купоны);
2) финансовые инструменты, перераспределяющие рыночные и кредитные риски (например, свопы);
3) финансовые инструменты, повышающие ликвидность (например, "обращающийся кредитный контракт");
4) финансовые инструменты, связанные с акционерным капиталом и создающие права на акции (например, варранты).
Классификация по видам инструментов.
1) финансовые инструменты, в основе которых лежит "технология" форвардов и свопов ("твердые сделки");
2) финансовые инструменты, созданные на базе опционных "технологий" (в качестве примера "премиальных сделок" можно привести кэпсы и колларсы);
3) "инструменты" секьюритизации (долговые свопы).
- Банковский продукт: понятие и особенности. Преимущества продуктового подхода в управлении банком
- 7. Качество банковского продукта, его оценка
- 13.Понятие устойчивого партнерство банка с клиентом: условия существования, виды, преимущества.
- 14. Качество услуги, удовлетворённость и лояльность потребителя: содержание и соотношение понятий
- 15. Организация обслуживания vip клиентов.
- 18.Оценка эффективности банковских продуктов.
- 19. Ликвидность активов банка: понятие и способы измерения. Фактор ликвидности при управлении банковскими продуктами.
- 21. Продуктовые риски: сущность, значение и виды
- 22. Методы оценки и управления рисками банковских продуктов
- 23. Банковские рейтинги, их содержание и значение.
- 24. Оптимизация основных характеристик банковских продуктов. Иммунизация фиксированных денежных потоков. Хеджирование.
- 25. Определение целевого сегмента и каналов доставки банковского продукта
- 26. Методы стимулирования сбыта банковских продуктов
- 27. Понятие и инструменты финансового инжиниринга в коммерческом банке
- 28. Реинжиниринг бизнес-процессов в коммерческом банке в целях повышения качества банковских продуктов
- 29. Развитие методов оценки кредитного риска в коммерческом банке. Разработка систем оценки кредитного риска.
- 30. Кредитные деривативы: понятие, значение, виды.