Доходы бюджета, их классификация, разграничение по уровням бюджетной системы.
Доходы бюджета - это централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства и органов местного самоуправления.
Доходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения и перераспределения той части совокупного общественного продукта, которая связана с формированием централизованного фонда денежных средств государства, необходимого для выполнения его функций.
Основным источником формирования доходов является национальный доход. Доходы делятся по социально-экономическому признаку, степени централизации и сфере привлечения.
Структура доходов по социально-экономическому признаку: - от хозяйствующих субъектов; - от государственных имущества и угодий; - от государственной внешнеэкономической и др. деятельности; - от личных доходов граждан.
Укрупненная структура доходов бюджетов включает: налоговые и неналоговые поступления.
К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в НК РФ.
К неналоговым доходам относятся:
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Средства, полученные в виде арендной либо иной платы, за сдачу во временное пользование государственного или муниципального имущества; средства, получаемые бюджетами разных уровней в форме процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, выделяемые на возвратной основе, по истечении срока предоставления; средства от передачи имущества в доверительное управление; плата за бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе другим бюджетам или юридическим лицам; доходы в виде процентов от доли в уставном (складочном) капитале товариществ или хозяйственных обществ или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям; доходы государственных казенных предприятий отражаются в федеральном бюджете как сальдо доходов и расходов; доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования государственной (муниципальной) собственности.
2. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества определяются следующими обстоятельствами: порядком и размером средств, получаемых в процессе приватизации государственного или муниципального имущества и зачисляемых в соответствующие бюджеты (определяются законодательством о приватизации); порядком продажи и иного безвозмездного отчуждения государственного (муниципального) имущества (определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ и актами представительных органов муниципальных образований).
3. Финансовая помощь. Финансовая помощь от вышестоящего или иного бюджета в форме дотаций, субвенций или субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи бюджетных средств, а также передача бюджетных средств на возвратной основе подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.
4. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия. Суммы штрафов подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа; суммы конфискаций, компенсаций в принудительном порядке изымаемые в доход государства (зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с действующим законодательством и решением судов).
5. Безвозмездные перечисления. Перечисления от физических, юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; перечисления по взаимным расчетам между бюджетами в связи с изменением налогового законодательства, передачей полномочий по финансированию расходов.
Виды источников доходов бюджетов:
Собственные доходы - налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами
Регулирующие доходы - налоги, по которым устанавливаются отчисления в соответствующие бюджеты
Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых доходов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций) и неналоговых платежей.
За федеральным бюджетом закреплены такие собственные налоги, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, таможенная и государственная пошлины, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, федеральные лицензионные сборы.
Собственные налоги зачисляются в федеральный бюджет с учетом их расщепления и передачи в качестве регулирующих нижестоящим бюджетам.
К неналоговым доходам республиканского бюджета Российской Федерации относятся доходы от приватизации объектов федеральной собственности, дивиденды по акциям, находящимся в собственности государства, от размещения государственных краткосрочных обязательств, золотых сертификатов, доходы от прибыли федеральных унитарных предприятий, доходы от внешнеэкономической деятельности, часть прибыли Центробанка РФ, доходы от реализации госрезервов и запасов. Доходы от внешнеэкономической деятельности в основном включают поступления от экспортно-импортных пошлин и валютных средств от централизованного экспорта.
Полномочия по распределению доходов между уровнями бюджетной системы включают 4 следующих основных положения:
Закрепление налоговых доходов полностью или в фиксированной доле за определенными уровнями бюджетов на постоянной основе осуществляется в налоговом законодательстве. Налоговые доходы, закрепленные за определенными уровнями бюджетной системы на постоянной основе, являются закрепленными налоговыми доходами.
В доходы федерального бюджета зачисляются закрепленные за федеральным бюджетом налоговые доходы и регулирующие налоговые доходы, закрепленные за федеральным бюджетом полностью или в фиксированной доле. В федеральный бюджет поступают также полностью доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в федеральный бюджет в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами.
3. В доходы бюджетов субъектов РФ зачисляются закрепленные за бюджетами субъектов РФ налоговые доходы и регулирующие налоговые доходы, закрепленные за бюджетом субъектов Федерации полностью или в фиксированной доле. В бюджет субъекта РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в бюджет субъекта Федерации в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.
4. В доходы местных бюджетов зачисляются закрепленные за местным бюджетом налоговые доходы, регулирующие налоговые доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в фиксированной доле. В местный бюджет полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в местный бюджет в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами, законами субъекта РФ, решениями органов местного самоуправления. В бюджет поступают также ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, реализации законов РФ и субъектов РФ.
- Общественные финансы и государственный финансовый менеджмент
- Финансы как стоимостная категория.
- Сущность и развитие финансов.
- Признаки финансов.
- Функции и роль финансов в перераспределении валового национального продукта.
- Финансовые ресурсы: их источники и структура.
- Финансовая система государства, ее сущность, значение и звенья.
- Государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств, государственный кредит, страховые фонды.
- Финансовая политика, ее сущность и составные компоненты.
- Объекты и субъекты управления финансами.
- Функциональные элементы управления финансами.
- Роль финансов в международных экономических отношениях.
- Бюджетная система страны, ее виды и участники.
- Принципы бюджетной системы государства.
- Бюджетная политика государства. Основные направления бюджетной политики рф в 2011–2013 годах
- Доходы бюджета, их классификация, разграничение по уровням бюджетной системы.
- Расходы бюджета, их классификация, распределение расходных полномочий между уровнями власти.
- Бюджетная классификация.
- Государственный и муниципальный долг, его классификация, инструменты управления.
- Бюджетный федерализм.
- Бюджетный процесс и его основные этапы.
- Налоговая система государства.
- Налоги, их экономическая сущность, функции и классификация.
- Механизмы налогообложения субъектов предпринимательской деятельности.
- Налоговая политика и налоговое регулирование государства.
- Бюджетные и внебюджетные фонды государства.
- Агентские издержки: формы их осуществления и источники финансирования.
- Принципы построения финансовой отчетности корпораций.
- Доходность и риск.
- Экономическая сущность и виды доходности.
- Структура капитала и финансовый леверидж.
- Фактическая, маржинальная и целевая структура капитала.
- Способы оценки капитала по рыночной и по балансовой стоимости.
- Альтернативные издержки.
- Методика маржинального анализа.
- Сущность и виды инвестиций.
- Содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.
- Общая финансовая схема реализации проекта.
- Расчет основных показателей экономической эффективности инвестиций.
- Первичное размещение акций на фондовой бирже.
- Организация дополнительных эмиссий обыкновенных акций.
- Финансовое планирование.
- Банкротство и финансовая реструктуризация.
- 150. Понятие денег, их происхождение, необходимость и предпосылки возникновения и применения денег, эволюция денег.
- 151. Сущность и функции денег как меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа.
- Свойства денег.
- Особенности функции «мировые деньги» в современных условиях.
- Денежная система государства, ее основные элементы, типы и функции.
- Генезис развития денежной системы страны.
- Денежная система Российской Федерации.
- Эмиссия денег и организация эмиссионных обращений.
- Денежное обращение и его виды, структура.
- Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов.
- Денежная масса и скорость обращения денег.
- Денежные агрегаты.
- Сущность инфляции, классификация типов инфляции.
- Воздействие инфляции на экономику государства, методы ее регулирования.
- 1. Косвенные методы.
- Методы стабилизации валют.
- Денежные реформы и методы их проведения.
- Денежно-кредитная политика государства.
- Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
- Конвертабельность национальных денег, валютный курс, международные расчетные операции.
- 1. Текущие вал. Операции:
- 2. Валютные операции, связ. С движением капитала:
- Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция.
- Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
- Кредит, его необходимость, сущность и функции.
- Роль и границы кредита.
- Кредит в международных экономических отношениях.
- Рынок ссудных капиталов, его сущность и источники.
- Кредитная и банковская система государства и их основные элементы.
- Ссудный процент и его экономическая роль.
- Границы ссудного проценты и источники его уплаты.
- Операции наращения и дисконтирования.
- Типы банковских систем.
- Страхование Экономическая сущность и функции страхования
- Организация страхования Принципы организации страхового дела
- Организационно-правовые формы страхования
- Меры государственного регулирования страховой деятельности
- Классификация страхования Направления, отрасли, подотрасли и виды страхования
- Формы страхования
- Обязательное страхование
- Добровольное страхование
- Правовые основы страховых отношений
- I ступень — Общее гражданское право
- II ступень — Cпециальное законодательство по страховому делу
- III ступень — прочие нормативные акты
- Экономико-финансовые основы страхования