§ 6. Процедура конкурсного производства
кредитной организации
После признания кредитной организации несостоятельной (банкротом) и назначения конкурсного управляющего последний приступает к исполнению своих обязанностей. Для целей конкурсного производства конкурсный управляющий должен установить все имеющиеся к кредитной организации требования конкурсных кредиторов. Это необходимо для созыва первого собрания кредиторов, составления реестра кредиторов и последующего удовлетворения их требований.
Для решения этих задач, а также для снижения риска злоупотреблений при продаже имущества несостоятельной кредитной организации и незаконном "растаскивании" ее имущества на конкурсного управляющего возложена обязанность опубликовать объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Эта публикация может быть произведена в "Российской газете" (п. 6 ст. 231Закона о банкротстве), в "Вестнике Банка России" (ст. 50.17Закона о банкротстве кредитных организаций), а также в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации.
Опубликованию подлежат следующие сведения:
1) наименование и иные реквизиты кредитной организации, признанной банкротом;
2) наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;
3) день принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;
4) день закрытия реестра требований кредиторов;
5) день истечения срока установления требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат;
6) адрес кредитной организации для предъявления кредиторами своих требований к кредитной организации;
7) сведения о конкурсном управляющем, включающие наименование и адрес конкурсного управляющего для направления ему корреспонденции.
Конкурсный управляющий публикует указанные сведения в форме объявления со сроком, установленным на предъявление требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с даты публикации. Такая публикация представляет собой способ уведомления всех возможных кредиторов кредитной организации о ее банкротстве. Содержащаяся в объявлении информация дает кредиторам возможность предъявить свои претензии в установленные законодательством сроки.
Учитывая, что кредитные организации имеют огромное количество кредитов, как вкладчиков, так и юридических лиц, Законо банкротстве кредитных организаций предусмотрел особый порядок установления требований кредиторов и ведения реестра требований кредиторов. Требования кредиторов подаются не в арбитражный суд (как при банкротстве обычных организаций), а конкурсному управляющему, который сам устанавливает размер требований. Он же ведет реестр требований кредиторов. Конкурсный управляющий вправе включать в реестр требований кредиторов задолженность банка перед вкладчиком не на основании заявленного требования, а на основании документов, имеющихся в банке.
Все требования кредиторов можно условно разделить на две группы: предъявленные кредиторами в ходе работы временной администрации кредитной организации и поступившие после открытия конкурсного производства.
Требования, предъявленные временной администрации, считаются установленными в размере и очередности, которые определены временной администрацией. Конкурсный управляющий вправе в течение 60 рабочих дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства направить кредитору уведомление о полном или частичном исключении его требования из реестра требований кредиторов. После этого требование не будет считаться установленным.
Для предъявления новых требований конкурсный управляющий назначает срок, который не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Конкурсный управляющий обязан рассмотреть все предъявленные в ходе конкурсного производства требования кредиторов. В случае обоснованности заявленного требования оно вносится в реестр кредиторов. В случае отказа конкурсного управляющего внести требование в реестр кредитор вправе обжаловать его в арбитражный суд не позднее 15 дней со дня получения соответствующего уведомления конкурсного управляющего. Арбитражный суд рассматривает возражения кредитора. По его результатам выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении заявленных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении таких требований в реестр должны быть указаны размер и очередность их удовлетворения. В этом случае требования кредиторов считаются установленными и подлежат включению в реестр. Кроме того, в реестр требований кредиторов подлежат включению требования тех кредиторов, которые ранее были подтверждены вступившими в законную силу решениями суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или иным судебным актом при отсутствии сведений о последующем частичном или полном удовлетворении либо прекращении требований.
Конкурсный управляющий вправе созвать первое собрание кредиторов не позднее 90 дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Кредиторы вправе заявить о своем желании принять участие в первом собрании кредиторов в течение 30 календарных дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом. По истечении указанного выше срока реестр требований кредиторов для целей определения участников первого собрания кредиторов считается закрытым. В соответствии со ст. 12общего Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. На собрании кредиторов они обладают числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания. При этом не учитываются суммы неустойки (штрафа, пени), процентов за неисполнение денежного обязательства и убытков.
Последовательная и полная реализация конкурсным управляющим своих полномочий имеет огромное значение. Однако особое внимание надо обратить на те полномочия, которые касаются формирования конкурсным управляющим конкурсной массы. Они выражают главную суть конкурсного производства, в наибольшей мере способствуют стабилизации и развитию рыночных отношений, преодолению негативных материальных, нравственных и правовых последствий от состоявшегося и зафиксированного арбитражным судом факта банкротства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Банкротство финансовых компаний / Под ред. А. Момарова. М.: Луч, 1999. С. 60.
Конкурсный управляющий обязан осуществить инвентаризацию и оценку имущества кредитной организации. Они должны быть проведены не позднее шести месяцев со дня признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства, если иное не определено комитетом кредиторов. Конкурсные кредиторы, уполномоченные органы и Банк России вправе обжаловать результаты оценки имущества кредитной организации в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.
После проведения инвентаризации и оценки имущества кредитной организации конкурсный управляющий может приступать к продаже этого имущества на открытых торгах в порядке и на условиях, которые определены общим Закономо банкротстве. Кроме того, конкурсный управляющий должен взыскать суммы, причитающиеся кредитной организации - банкроту.Закономо банкротстве кредитных организаций установлены некоторые специальные случаи. Так, принадлежащие кредитной организации котируемые ценные бумаги могут быть проданы либо через биржу, либо на основании договора купли-продажи, заключаемого без проведения торгов. Права требования по договорам займа, кредита и факторинга могут быть выставлены на торги единым лотом (продажа кредитного портфеля кредитной организации). Аналогичным образом может быть продано имущество, переданное кредитной организацией по договорам лизинга, с одновременной уступкой прав требований по этим договорам.Законо банкротстве кредитных организаций запретил проводить замещение активов и продажу предприятия, которые предусмотрены общимЗакономо банкротстве, в ходе конкурсного производства в кредитных организациях.
С согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) конкурсный управляющий вправе продать принадлежащие кредитной организации права требования. Договоры продажи (уступки) прав требования, заключенные в этом случае конкурсным управляющим, в обязательном порядке должны предусматривать следующие условия:
- о получении кредитной организацией денежных средств за проданные ею права требования не позднее чем через 15 дней с даты заключения договора купли-продажи;
- о переходе прав требования на покупателя только после полной оплаты им предмета цессии.
В процессе формирования конкурсной массы, вплоть до удовлетворения требований кредиторов, возможно изменение состава имущества должника. Конкурсный управляющий обязан осуществлять учет происходящих изменений, для этих целей возможно привлечение независимых бухгалтеров, аудиторов, других специалистов. Вопрос о целесообразности привлечения этих лиц решает конкурсный управляющий <1>.
--------------------------------
<1> См.: Макова Л.Я. Некоторые особенности конкурсного производствав деле о банкротстве (несостоятельности) коммерческого банка // Право и политика. 2007. N 6.
Конкурсный управляющий вправе также обратиться в суд (арбитражный суд) с иском о признании недействительными оспоримых сделок и о применении последствий ничтожных сделок, заключенных кредитной организацией, а также отказаться от исполнения уже заключенных сделок. Реализация указанных прав конкурсного управляющего регулируется как общими нормами ГКРФ, так и специальными нормами обоих Законов о банкротстве.
Конкурсный управляющий вправе требовать применения последствий недействительности всех ничтожных сделок, составы которых предусмотренных гл. 9ГК РФ (см.п. 1 ст. 28иабз. 2 п. 1 ст. 50.34Закона о банкротстве кредитных организаций). Такие иски могут быть заявлены конкурсным управляющим от имени кредитной организации. Кроме того, конкурсный управляющий может воспользоваться нормойп. 5 ст. 103общего Закона о банкротстве. Им предусмотрено, что сделка, совершенная кредитной организацией после назначения временной администрации и связанная с выплатой (выделом) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с его выходом из состава учредителей (участников) должника, является ничтожной. Иск о применении последствий этой ничтожной сделки конкурсный управляющий должен заявить от своего имени (см.абз. 3 п. 1 ст. 50.34Закона о банкротстве).
Конкурсный управляющий вправе потребовать признания недействительными всех оспоримых сделок, предусмотренных общим законодательством, если управляемая им кредитная организация попала в число лиц, которым такое право предоставлено законом. В этом случае конкурсный управляющий заявляет иски от имени кредитной организации.
Законодательством о банкротстве предусмотрены специальные составы оспоримых сделок. На основании искового заявления конкурсного управляющего, поданного им в суд от своего имени, в соответствии со ст. ст. 28,50.34Закона о банкротстве кредитных организаций ист. 103общего Закона о банкротстве могут быть признаны недействительными следующие сделки:
- сделки, совершенные кредитной организацией в течение трех лет, предшествовавших назначению временной администрации, если их цена и иные условия существенно в худшую для кредитной организации сторону отличаются от условий, на которых при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки;
- сделки, которые приводят к предпочтительному удовлетворению требований одних кредиторов перед другими кредиторами, если такие сделки были заключены кредитной организацией с отдельными кредиторами или иными лицами после назначения временной администрации и (или) в течение шести месяцев, предшествующих назначению временной администрации;
- сделки, связанные с выплатой (выделом) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с его выходом из состава учредителей (участников) должника, если рассматриваемые сделки были совершены кредитной организацией - должником в течение шести месяцев, предшествовавших назначению временной администрации, а их исполнение нарушает права и законные интересы кредиторов.
Отказ от исполнения длящегося договора является одним из внесудебных способов его расторжения, общий порядок совершения которого установлен ч. 3 ст. 450ГК РФ. Ею установлено, что односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично может быть предусмотрен законом или соглашением сторон.Части 2и3 ст. 50.34Закона о банкротстве кредитных организаций следует рассматривать в качестве нормы закона, которая в соответствии с требованиямич. 3 ст. 450ГК РФ устанавливает специальную норму об одностороннем отказе от исполнения договора. Ими предусмотрено, что конкурсный управляющий вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок кредитной организации, не исполненных сторонами полностью или частично, если исполнение кредитной организацией указанных сделок повлечет за собой убытки для кредитной организации по сравнению с аналогичными сделками, совершаемыми при сравнимых обстоятельствах. В этих случаях договор кредитной организации считается расторгнутым со дня получения всеми сторонами указанного договора заявления конкурсного управляющего об отказе от исполнения договора. Сторона договора кредитной организации, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от кредитной организации возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения указанного договора. В практике ликвидации кредитных организаций в рамках банкротства выявлены многочисленные случаи неисполнения конкурсными управляющими положений законодательства об оспаривании в суде сделок, заключенных до отзыва лицензий, по которым выгодоприобретателями являлись бывшие собственники или кредиторы, которые контролируют деятельность конкурсного управляющего <1>.
--------------------------------
<1> См.: Материалы Международного семинара "Международный опыт по применению мер к слабым банкам". Москва, Центральный банк Российской Федерации, 14 - 15 марта 2005 г. С. 9.
По истечении срока для подачи требований кредиторов конкурсный управляющий составляет и закрывает реестр требований кредиторов, а также не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства конкурсный управляющий (ст. 50.42Закона о банкротстве кредитных организаций) кредитной организации составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов кредитной организации, результаты их рассмотрения, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов кредитной организации и после такого рассмотрения подлежит согласованию с Банком России в соответствии сПоложениемЦентрального банка РФ от 16 января 2007 г. N 301-П "О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России" <1>. Указанная процедура согласования необходима для проверки соответствия указанных балансов требованиям законодательства и нормативных актов Банка России <2>. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего. Данная процедура необходима для того, чтобы приступить к формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2007. N 11.
<2> См.: ПисьмоВысшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 2000 г. N С3-7/УП-806 "О согласовании с территориальными учреждениями Банка России промежуточных ликвидационных и ликвидационных балансов кредитных организаций, признанных несостоятельными (банкротами)" // Вестник Банка России. 2000. N 46.
Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Закономо банкротстве кредитных организаций. Расчеты осуществляют из сформированной в ходе конкурсного производства конкурсной массы. В соответствии сост. 50.35Закона о банкротстве кредитных организаций все имущество кредитной организации, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Расчеты с кредиторами представляют собой одну из наиболее важных стадий конкурсного производства. Удовлетворение требований кредиторов построено на двух основных началах: соразмерности и очередности <1>. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена законом (ст. 134Закона о банкротстве <2>,ст. 50.36Закона о банкротстве кредитных организаций <3>,ст. 855ГК РФ <4>). Требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению, что представляет собой сущность принципа соразмерности удовлетворения.
--------------------------------
<1> Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Указ. соч. С. 181.
<2> Федеральный законот 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 18 июля 2006 г.) (принят ГД ФС РФ 27 сентября 2002 г.).
<3> Федеральный законот 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (ред. от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ).
<4> Гражданский кодексРоссийской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г., ред. от 2 февраля 2006 г.).
Для расчетов с кредиторами законодательство установило три группы очередности, однако фактически их гораздо больше.
1. Законодательство о банкротстве выделяет особую группу внеочередных, т.е. текущих платежей со специальным правовым режимом. Обязательства по текущим платежам исполняются конкурсным управляющим за счет конкурсной массы до осуществления расчетов с конкурсными кредиторами. Требования по текущим обязательствам кредитной организации не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим обязательствам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Очередность исполнения текущих обязательств кредитной организации определяется в соответствии со ст. 855Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50.27Закона о банкротстве кредитных организаций под текущими обязательствами кредитной организации понимаются:
а) обязанности по уплате задолженности, образовавшейся до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования кредитной организации, в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России в соответствии с Закономо банках;
б) денежные обязательства, основания которых возникли в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня завершения конкурсного производства, в том числе:
- обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением функционирования кредитной организации, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения;
- обязательства по выплате вознаграждения конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке России;
- судебные расходы кредитной организации, расходы на опубликование сообщений, предусмотренных Закономо банкротстве кредитных организаций, а также иные вытекающие из этого Закона расходы, связанные с проведением конкурсного производства;
в) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации.
По мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по которым возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются вне очереди из конкурсной массы <1>;
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 1997. N 10. С. 98.
г) обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы работников кредитной организации (алименты, налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом). К этой же категории платежей отнесены операции по перечислению сумм таких удержаний.
Расходы на исполнение текущих обязательств кредитной организации включаются в смету текущих расходов кредитной организации и осуществляются конкурсным управляющим на основании такой сметы. По общему правилу смета текущих расходов кредитной организации утверждается конкурсным управляющим, если законом не предусмотрены специальные правила.
2. Первая очередь требований конкурсных кредиторов определена ст. 50.36Закона о банкротстве кредитных организаций. В нее включены:
а) требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также осуществляется компенсация морального вреда;
б) требования физических лиц по заключенным с кредитной организацией договорам банковского вклада и договорам банковского счета. Из указанной категории требований исключены требования физических лиц - владельцев предпринимательских счетов, а также требования физических лиц о возмещении убытков в форме упущенной выгоды и об уплате санкций по договорам банковского вклада или банковского счета, которые включаются в третью очередь.
О. Богомолов включает в список граждан-кредиторов первой очереди также граждан - владельцев ценных бумаг банка (векселей, облигаций); граждан-предпринимателей, являющихся кредиторами не только в пределах остатка средств на расчетном счете, но и по расчетам за выполненные работы и оказанные услуги; граждан, воспользовавшихся услугами банка по переводу денег без открытия счета в случае невыполнения банком обязательств по переводу <1>.
--------------------------------
<1> Богомолов О. Формирование первой очереди кредиторов при банкротстве банков: некоторые проблемы // Хозяйство и право. 1999. N 6. С. 116.
Можно согласиться с отнесением к кредиторам первой очереди граждан, обратившихся в банк для осуществления расчетных операций без открытия счета, так как по своей природе эта операция аналогична обычным расчетным операциям по договору банковского счета. Однако максимально широкая трактовка круга кредиторов первой очереди представляется неверной. Критерием отнесения граждан, заключивших с банком договоры вклада или счета, к кредиторам первой очереди является не разделение на физических и юридических лиц, а юридическая цель договоров: либо сохранение средств для личного потребления, либо предпринимательская деятельность. Индивидуальный предприниматель, выбирая банк, имеет своей целью доступ к посредническим услугам банковской системы и должен нести предпринимательские риски наравне с другими субъектами имущественного оборота. Государственное регулирование направлено только на защиту частных вкладчиков, так как именно их доверие определяет стабильность существования банков.
Граждане-предприниматели без образования юридического лица не относятся к кредиторам первой очереди, так как банковские счета открываются ими для осуществления предпринимательской деятельности и по своему режиму более близки к расчетным счетам юридических лиц, а не к банковскому вкладу. М.В. Телюкина видит спорность этого мнения в том, что не учитывается возможность наличия у предпринимателя обычных отношений вклада или счета <1>. Но никакого спора здесь нет, так как закон не исключает наличие у одного кредитора (как физического, так и юридического лица) требований, относящихся к разным очередям (обеспеченных и необеспеченных);
--------------------------------
<1> См.: Телюкина М.В. Конкурсное право. С. 468.
в) требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным закономот 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации");
г) требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
3. Вторая очередь определена ст. 134общего Закона о банкротстве. Ею предусмотрено, что во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
4. Статьей 134общего Закона о банкротстве предусмотрено, что в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
5. Частью 6 ст. 50.36Закона о банкротстве кредитных организаций предусмотрено, что требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
6. И наконец, в последнюю очередь удовлетворяются требования тех кредиторов, которые не успели предъявить свои требования до закрытия реестра требований. В соответствии с ч. 4 ст. 142общего Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока из предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Удовлетворение требований кредиторов за счет стоимости заложенного имущества имеет особенности. Статья 138Закона о банкротстве устанавливает два правила об очередности распределения средств, вырученных от продажи заложенного имущества.
Первое правило является общим и применяется во всех случаях, когда залог не является обеспечением банковского кредита. Им предусмотрено, что из средств, вырученных от реализации предмета залога, 70% направляется на погашение требований кредитора по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника (но не более основной задолженности). Оставшиеся денежные средства вносятся на специальный банковский счет должника и распределяются в следующем порядке:
- 20% - для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника для погашения указанных требований;
- оставшиеся денежные средства - для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.
Второе правило применяется в случае, когда залог является способом обеспечения банковского кредита, предоставленного должнику конкурсным кредитором. Им предусмотрено, что 80% средств, вырученных от реализации предмета залога, направляется на погашение требований конкурсного кредитора по кредитному договору, обеспеченному залогом имущества должника (но не более размера основной суммы задолженности и причитающихся процентов). Оставшиеся средства вносятся на специальный банковский счет должника для распределения в следующем порядке:
- 15% направляется для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника;
- оставшиеся денежные средства предназначаются для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.
Требования залоговых кредиторов, не удовлетворенные за счет стоимости предмета залога, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.
Если в ходе конкурсного производства останется какое-либо имущество, то оно должно быть распределено между учредителями (участниками) кредитной организации (ликвидационная квота).
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет отчет о завершении конкурсного производства и ликвидационный баланс. Эти документы должны быть заслушаны на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов кредитной организации. Затем конкурсный управляющий представляет ликвидационный баланс в Банк России на согласование, срок которого не может превышать 30 дней. После согласования ликвидационного баланса конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Отчет конкурсного управляющего включает:
1) ликвидационный баланс;
2) документы, подтверждающие реализацию имущества кредитной организации и основания для списания имущества;
3) реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
После составления отчета о завершении конкурсного производства оно вступает в свою последнюю стадию. С этого момента конкурсный управляющий не принимает никаких требований кредиторов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Макова Л.Я. Некоторые особенности конкурсного производствав деле о банкротстве (несостоятельности) коммерческого банка // Право и политика. 2007. N 6.
В результате рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов ее учредителями (участниками) или третьим лицом (третьими лицами) - определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России. Определения о завершении конкурсного производства и о прекращении производства подлежат немедленному исполнению. Затем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносится запись о ликвидации кредитной организации. Соответствующая запись вносится регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц. Момент внесения указанной записи является: во-первых, моментом завершения конкурсного производства; во-вторых, моментом прекращения полномочий управляющего; в-третьих, моментом ликвидации должника - юридического лица.
- Банковское право
- Банковская система российской федерации
- Л.Г. Ефимова
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков и становления банковской системы
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы российской федерации
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации (банк россии) как орган управления банковской системой
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка российской федерации (банка россии)
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка российской федерации (банка россии)
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота центрального банка российской федерации (банка россии)
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком российской федерации (банком россии)
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации (банк россии) как субъект частного права
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство по страхованию вкладов" как конкурсный управляющий
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- Как конкурсного управляющего
- 1) При банкротстве кредитных организаций, имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1 ст. 50.20Закона о банкротстве кредитных организаций);
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация "агентство по страхованию вкладов" как организатор системы обязательного страхования вкладов
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация "агентство по страхованию вкладов" как орган по предупреждению банкротства банков
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция Агентства по страхованию вкладов
- 1. Центральный федеральный округ - 6 банков, из них 1 - в Калужской области, 5 - в Москве;
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций, входящих в банковскую систему российской федерации
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций, входящих в банковскую систему российской федерации
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций, не входящих в банковскую систему российской федерации
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- 1. Заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц на условиях приема платежей от своего имени или от имени поставщика, но за счет последнего.
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
- § 1. Исторические причины появления
- Института несостоятельности
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения бюро кредитных историй
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй