logo search
Банковское зак-во УММ

3.1. Банк России как юридическое лицо

Верхней структурой кредитной системы выступает Центральный банк Российской Федерации, который является основным банком страны или так называемым банком банков, российский государственный банк образовался в 1860 г. как государственный банк, история его развития определила и современное положение Банка России. Центральный банк РФ является крупнейшим банком страны, осуществляющим монопольную эмиссию банкнот, регулирующим и контролирующим деятельность кредитных организаций, проводящим денежно-кредитную политику страны.

Правовое положение Банка России определяется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятым в 2002 г. Первый Закон о Центральном банке России был принят в 1990 г., в последующем в него вносились изменения и дополнения 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля 1997 г., 28 апреля 1997 г., 4 марта 1998 г., 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 и, 2000 г. В 2002 г., как уже говорилось, был принят новый ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В то же время его статус, задачи, функции и принципы организации и деятельности как публично-правовой организации определяются Конституцией РФ, а также ФЗ «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами.

В силу своего особого положения в кредитной системе Центральный банк любой страны, как правило, является государственным банком, т.е. капитал банка принадлежит государству. В некоторых странах, например в Австрии и Швейцарии, капитал банка смешанный, главным акционером там является государство, а в США, Италии — акционерный. В соответствии с российским законодательством Центральный банк РФ является государственным банком (что исторически сложилось с момента его возникновения), уставный капитал которого в размере 3 млрд. руб. и иное имущество представляют собой федеральную собственность (ст. 2 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»). Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются.

Ключевым элементом статуса Центрального банка РФ, как и центральных банков других стран, независимо от их формы собственности, является его независимость. Она проявляется в том, что ЦБ РФ не входит в структуру Федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного Герба РФ и своим наименованием.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случае такого вмешательства он информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк может защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Необходимость независимости Центрального банка связана с полномочиями, накладываемыми на него, эмиссией банкнот, регулированием денежного обращения, проведением денежно-кредитной и валютной политики. Положение Центрального банка весьма противоречиво: с одной стороны, в важнейших областях экономики и политики он «работает» вместе с правительством, с другой — в вопросах тактики в отдельных областях экономической политики между правительством и банком существуют большие разногласия, которые иногда носят принципиальный характер. Политика Центрального банка всегда была камнем преткновения между государством, корпорациями и профсоюзами, что позволяет говорить о «магическом четырехугольнике». Наибольшей независимостью обладает ФРС США.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка (ст. 83 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» — далее Закон).

Коллегиальным органом Банка России выступает Национальный банковский совет, его численность составляет 12 чел., из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России (ст. 12 Закона). В компетенцию Национального банковского совета входит: рассмотрение годового отчета Банка России; утверждение общего объема расходов на содержание служащих, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, общего объема капитальных вложений и прочих административно-хозяйственных расходов; рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации; рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций; назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов; ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России; утверждение правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России и ряд других направлений (ст. 13 Закона).

Высшим органом Центрального банка РФ выступает Совет директоров, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление. Совет директоров состоит из Председателя и 12 членов, избирающихся на 4 года Государственной Думой. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в 7 чел. Заседания должны проводиться не реже одного раза в месяц (ст. 14-18 Закона).

Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Советов директоров, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка РФ и аудиторское заключение, проводит парламентские слушания о деятельности Банка, заслушивает доклады председателя два раза в год о деятельности Банка.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который определяет и порядок использования его имущества (ст. 87 Закона).