8. Зачет взаимных требований.
Не все экономисты трактуют зачет взаимных требований как форму безналичных расчетов (часто как способ).
Зачет взаимных требований – это перечисление со счета одного хозяйствующего субъекта на счет контрагента (т.е. другого хозяйствующего субъекта) только разницы (сальдо) встречных требований, а также погашение равновеликих сумм взаимных требований.
К зачету могут быть представлены различные расчетные документы: 1)платежные поручения; 2) платежные требования-поручения; 3) расчетные чеки.
Зачеты делятся на: 1) постоянно действующие периодические расчеты по сальдо; 2) разовые зачеты. Критерий этой классификации – механизм и сроки проведения данных зачетов.
Постоянно действующие периодические расчеты по сальдо.
Они производятся обычно 1 раз в 10 дней, осуществляются между двумя хозяйственными организациями на основе встречных примерно равных поставок. Счета взаимных расчетов ведут обе стороны, оба участника сделок. Расчетные документы не сдаются в банк, а направляются покупателю, причем сразу с отражением их сумм на счете взаимных требований. Периодически представители обеих сторон выверяют счета, устанавливают, в чью пользу формируется сальдо, и выписывают платежное поручение или другой документ. Зачеты могут осуществляться, минуя банки, а могут через банки (большинство).
В качестве примера зачета взаимных требований, которое происходит минуя банки можно привести существующие за рубежом расчеты внутри корпораций, когда посредством внутрикорпоративных зачетов погашается нередко основная часть долгов предприятий и филиалов.
Разовые зачеты.
Осуществляются между двумя юридическими лицами в том случае, если одна сторона при совершении платежа в пользу другой имеет к ней встречные требования и претензии. Незачтенный остаток средств погашает та сторона, которая должна больше заплатить. Пример: разовые групповые зачеты, проводимые банками на определенную дату. Банки проводят эти зачеты для устранения образовавшейся взаимной просроченной задолженности, и таким же путем могут идти другие юридические лица.
В настоящее время предприятия/организации, банки осуществляют взаимные зачеты через клиринговые палаты (центры). Банки могут организовывать свои клиринговые центры для обслуживания собственной клиентуры, открывая для этого корреспондентские счета в других банках. В этом случае сальдо взаимных платежей погашается путем перевода средств по корреспондентским счетам эти банков, а также РКЦ Центробанков.
Плюсы расчетов зачетами:
концентрация платежей при клиринге позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку неплатежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, а также расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими.
относительная простота и экономичность данной формы (вытекает из предыдущего)
- Тема 4. Денежный оборот и его структура.
- 5. По времени платежа:
- 6. По коммуникационным системам перевода денег.
- 7. По форме расчетов (т.Е. По установленной законодательством форме движения, присущей определенному платежному инструменту в платежном обороте):
- 8. По способу платежа (т.Е. По способу погашения долгового обязательства):
- 9. По платежным инструментам:
- 10. По рискам в расчетах:
- 1. Расчеты платежными поручениями.
- 2. Аккредитивная форма расчетов.
- 3. Расчеты чеками.
- 4. Расчеты по инкассо.
- 5. Расчеты в порядке плановых платежей (по открытому счету).
- 6. Расчеты платежными требованиями-поручениями.
- 7. Расчеты векселями.
- 8. Зачет взаимных требований.
- 9. Расчеты пластиковыми карточками.
- Тема 6: инфляция.
- 4. Классификация по объекту исследования:
- 5. Классификация в зависимости от инфляционных импульсов по отношению к экономической системе, вызываемых внутренними и внешними факторами:
- 7. Классификация по предсказуемости инфляции:
- 8.Классификация по способности государства воздействовать на инфляционные процессы:
- 9. Классификация по изменению показателя ввп:
- 1. Возвратность.
- 2. Срочность.
- 3. Платность.