logo search
Банкстат / стрельнБС / 00110doc / 00110doc

Глава I. Общие положения (ст. 1-8).

  • Глава II. Капитал Банка России (ст. 9 и 10).

  • Глава III. Органы управления Банком России (ст. 11-18).

  • Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 19-23).

  • Глава V. Отчетность Банка России (ст. 24-26).

  • Глава VI. Организация наличноденежного обращения (ст. 27-34).

  • Глава VII. Денежно-кредитная политика (ст. 35-44).

  • Глава VIII. Операции Банка России (ст. 45-49).

  • Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность (ст. 50-54).

  • Глава X. Банковское регулирование и надзор (ст. 55-76).

  • Глава XI. Взаимоотношения с кредитными организациями (ст. 77-79).

  • Глава XII. Организация безналичных расчетов (ст. 80-82).

  • Глава XIII. Принципы организации Банка России (ст. 83-87).

  • Глава XIV. Служащие Банка России (ст. 88-92).

  • Глава XV. Аудит Банка России (ст. 93-95).

    Определенные отличительные особенности есть и у Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Его структура имеет следующий вид:

    ===42===

    • Глава I. Общие положения (ст. 1-11).

    • Глава II. Порядок регистрации кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций (ст. 12-23).

    • Глава III. Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (ст. 24-27).

    • Глава IV. Межбанковские отношения и обслуживание клиентов (ст. 28-34).

    • Глава V. Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства (ст. 35).

    • Глава VI. Сберегательное дело (ст. 36-39).

    • Глава VII. Бухгалтерский учет в кредитных организациях (ст. 40-43).

    Новые банковские законы в известной степени модернизируют российское банковское законодательство. В качестве достижений здесь можно выделить разграничение понятий банка и кредитного учреждения; Центральному банку РФ предписано прекратить свое участие в капиталах кредитных учреждений, запрещается кредитовать бюджет (если это не предусмотрено Федеральным законом о бюджете), обеспечить взаимодействие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важных решений нормативного характера.

    В новой редакции Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"более рельефно стала просматриваться идея обеспечения стабильности банковской системы, в том числе посредством осуществления постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка РФ. Закон ввел новые обязательные нормативы. Среди них: предельный размер неденежной части уставного капитала, размеры валютного, процентного и иных рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц и др. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности"декларируется необходимость создания Федерального Фонда обязательного страхования вкладов. Участниками этого фонда должны стать как банки, осуществляющие привлечение средств населения, так и ЦБ РФ. Кроме того, закон дает банкам право объединяться в целях добровольногосоздания фондов страхования вкладов граждан и юридических лиц.

    Более подробно вопросы гарантирования вкладов граждан в коммерческих банках должны были найти отражение в специальном законе, прошедшем определенную процедуру обсуждения в Государственной Думе РФ и Совете Федерации РФ. Важным шагом в деле развития банковского законодательства стало принятие Федеральных законов "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (февраль 1999 г.), "О реструктуризации кредитных организаций" (июль 1999 г.),а также"О валютном регулировании и валютном контроле".

    ===43===

    Разумеется, принятая новая редакция банковских законов сделала определенный шаг вперед в области совершенствования российского банковского законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решенными. В Федеральном заколе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) "еще не в полной мере прописаны функции данного эмиссионного института. Сохранилось некоторое количество отсылочных норм. В банковском законодательстве по-прежнему отсутствуют как прямые банковские законы (о кредитах, платежах и др.), так и параллельно действующие законодательные акты (об инвестиционных фондах, финансово-промышленных компаниях и др.). В условиях переходного периода в стране еще не создана система банковских законов, которая позволяла бы полнее регулировать деятельность кредитных институтов.

    Тем не менее при всех сохранившихся недостатках современные банковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к условиям рыночной экономики, выполнять возложенные на нее задачи.

    В чем состоят ее основные характеристики? Рассмотрим этот вопрос более подробно.