3.3. Юридические лица — резиденты Республики Беларусь
Как отмечалось, к резидентам Республики Беларусь относятся юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Юридические лица, резиденты республики, имеют право заниматься внешнеэкономической деятельностью, если эта деятельность занесена в их устав или положение, и они имеют разрешение (лицензию) государства на осуществление внешнеэкономической деятельности.
Существует два вида юридических лиц, создаваемых белорусскими предприятиями за рубежом: с полностью белорусским капиталом и со смешанным капиталом (смешанные общества и предприятия).
Порядок осуществления деятельности белорусского юридического лица на территории другого государства определяется, во-первых, национальным законодательством той страны, где действует это лицо; во-вторых, положениями торгового договора, заключенного Беларусью с данным государством.
Все белорусские предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, условно делятся на следующие группы:
Специализированные внешнеторговые объединения.
Внешнеторговые организации министерств и ведомств.
Государственные промышленные и иные предприятия, получившие право выхода на зарубежный рынок.
Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции на основании конкретной (разовой) внешнеэкономической сделки.
Торгово-промышленная палата Республики Беларусь.
Во внешнеэкономической деятельности важная роль принадлежит специализированным внешнеторговым объединениям. В Беларуси такими объединениями являются: Белорусинторг; Белагроинторг; Белвнешпромсервис и др.
Внешнеторговые объединения имеют специальную правосубъектность. Их деятельность определяется целью, для решения которой они были созданы. Однако такие объединения не имеют ограничивающей номенклатуры товаров, а лишь приоритетную. Эти объединения за границей имеют право заключать такие договоры, предмет которых соответствует Уставу объединения. Они имеют право создавать за границей свои отделения, представительства и филиалы.
Внешнеторговые организации министерств и ведомств также обладают специальной правосубъектностью, имеют генеральную лицензию, но их деятельность ограничивается определенной номенклатурой продукции и услуг, производимых подведомственными им предприятиями.
Белорусские предприятия, получившие право выхода на зарубежный рынок, могут либо сами осуществлять экспортно-импортные операции, либо поручать ведение таких операций специализированным внешнеторговым объединениям на договорной основе.
Белорусские предприятия как субъекты ВЭД могут создавать свои хозрасчетные фирмы, которые, как правило, юридическими лицами не являются и действуют от имени своих предприятий. Такие фирмы созданы: научно-производственным объединением «Атлант» — фирма «Верас»; производственным объединением «МАЗ» - фирма «БелАв-тоМАЗ»; производственным объединением «МТЗ» - фирма «Беларусь».
Внешнеторговая фирма осуществляет экспортно-импортные операции по определенной номенклатуре продукции и услуг.
Все другие предприятия и организации осуществляют экспортно-импортные операции по разовой лицензии, получаемой под конкретный договор.
Белорусские юридические лица при осуществлении ВЭД за рубежом несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Белорусское государство и его органы не отвечают по их обязательствам. В свою очередь юридические лица не отвечают по обязательствам белорусского государства и его органов.
Специфическим субъектом внешнеэкономической деятельности является Торгово-промышленная палата Республики Беларусь. Торгово-промышленной палатой признается добровольное объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющееся негосударственной некоммерческой организацией, созданное в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами.
Основные задачи Торгово-промышленной палаты:
содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, увеличению экспорта белорусских товаров (работ, услуг), привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;
оказание практической помощи субъектам предпринимательской деятельности в развитии производства конкурентоспособной продукции, проведении торговых операций на внешних рынках;
представление и защита интересов членов Торгово-промышленной палаты при осуществлении внешнеэкономической деятельности как в Республике Беларусь, так и в иностранных государствах;
развитие и укрепление связей с торгово-промышленными палатами, ассоциациями, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств;
распространение информации об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале Республики Беларусь, о национальном законодательстве в области внешнеэкономической деятельности, об обычаях и правилах международной торговли;
осуществление консультативно-информационной деятельности по исследованию и освоению иностранных рынков, поиску иностранных партнеров по внешнеэкономическому сотрудничеству, содействию в установлении контактов с субъектами предпринимательской деятельности Республики Беларусь;
совершенствование системы обучения и стажировки специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности;
организация международных и национальных выставок и ярмарок;
выполнение отдельных функций, возложенных на Торгово-промышленную палату законодательством.
- Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности республики беларусь
- 1.1. Понятие вэд и ее правового регулирования
- 1.2. Соотношение правового регулирования вэд и международного права
- 1.3. Источники правового регулирования вэд
- 2.1. Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование вэд, и их методы
- 2.2. Таможенно-тарифное регулирование
- 2.3. Нетарифное регулирование
- 2.4. Паспорт сделки и декларации
- 3.1. Понятие субъектов вэд и их виды
- 3.2. Физические лица (резиденты и нерезиденты)
- 3.3. Юридические лица — резиденты Республики Беларусь
- 3.4. Юридические лица — нерезиденты Республики Беларусь
- 3.5. Государства и международные организации как субъекты вэд
- 4.1. Понятие и особенности внешнеэкономической сделки
- 4.2. Правовое обеспечение внешнеэкономической сделки
- 4.3. Содержание и форма внешнеэкономической сделки
- 4.4. Инкотермс
- 4.5. Коммерческие документы
- 5.1. Международная купля-продажа товаров
- 5.2. Международный лизинг
- 5.3. Договор подряда
- 5.4. Договор поручения
- 5.5. Агентский договор
- 5.6. Договор хранения
- 5.7. Договор страхования
- 6.1. Понятие и общие вопросы правового регулирования транспортных операций
- 6.2. Международные железнодорожные перевозки
- 6.3. Международные автомобильные перевозки
- 6.4. Международные воздушные перевозки
- 6.5. Международные морские перевозки
- 6.6. Смешанные перевозки грузов
- 7.1. Понятие кредитных отношений и их виды
- 7.2. Банковская гарантия
- 73. Понятие международных расчетов
- 7.4. Виды и формы международных расчетов
- 7.5. Источники правового регулирования международных расчетов
- 7.6. Основные виды платежных средств (вексель, чек)
- 7.7. Международные расчеты в форме документарного аккредитива
- 7.8. Особенности международных расчетов в форме инкассо
- 7.9. Особенности международных расчетов в форме банковского перевода
- 7.10. Защита от валютных рисков
- 8.1. Определение подсудности рассмотрения споров по внешнеэкономическим сделкам
- 8.2. Понятие международного коммерческого арбитража и его виды
- 8.3. Арбитражное соглашение
- 8.4. Арбитражное рассмотрение споров
- 8.5. Разбирательство споров
- 8.6. Признание и исполнение арбитражных решений
- Тема 8. Разрешение внешнеэкономических споров