4.5 Организация работы с наличностью
При организации кассового обслуживания клиентов, банки должны обеспечивать сохранность ценностей, находящихся в банке и соблюдение требований законодательства Республики Беларусь, а также установить контроль над операционными рисками, возникающими при совершении операций с ценностями.
Для комплексного обслуживания клиентов и обработки денежной наличности банки могут открывать у себя и в структурных подразделениях банка приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы по подготовке авансов и кассы пересчёта денежной наличности.
Персональную ответственность за полную сохранность всех ценностей, организацию кассовой работы, работу по инкассации и перевозке ценностей несёт руководитель банка. Наряду с руководителем ответственность несут начальники соответствующих структурных подразделений или лица, исполняющие их обязанности.
Инкассация денежной выручки организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется службой инкассации на основании договоров.
Каждой организации (индивидуальному предпринимателю) в зависимости от объема денежной выручки выдается необходимое количество специальных инкассаторских сумок (мешков), на которых должно быть указано наименование банка, а также проставлен дробный номер.
Перед получением сумки (мешка) с денежной выручкой инкассатор-сборщик предъявляет кассиру организации (индивидуального предпринимателя) удостоверение личности инкассатора, доверенность, явочную карточку и порожнюю сумку (мешок). Кассир организации (индивидуального предпринимателя) предъявляет заверенный начальником службы инкассации банка образец оттиска пломбира, сумку (мешок) с денежной выручкой, накладную и копию препроводительной ведомости (накладную и копию препроводительной ведомости или два экземпляра препроводительной ведомости), после чего производит все необходимые записи в явочной карточке.
Старший бригады, принимая от инкассатора-сборщика сумку (мешок) с денежной выручкой дополнительно проверяет наличие подписи кассира организации (индивидуального предпринимателя) в явочной карточке. Старший бригады возвращает инкассатору-сборщику накладную, явочную карточку и выдает порожнюю сумку (мешок) для обслуживания следующей организации (индивидуального предпринимателя). Сумки (мешки) с денежной выручкой в пути следования по маршруту хранятся под ответственностью старшего бригады.
С учетом условий, в которых будет осуществляться перевозка ценностей, их объема, а также вида транспорта определяются количественный состав бригады инкассаторов (включая водителя) и срок доставки ценностей.
Все члены бригады инкассаторов, выделенные для доставки ценностей по назначению, несут коллективную материальную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь за сохранность принятых и вложенных в мешки (сумки) ценностей и за целость мешков (сумок) и пломб на них.
После приема и проверки ценностей инкассаторы сверяют сумму фактически принятых ценностей с суммой, указанной в сопроводительной описи, и под контролем заведующего операционной кассой (лица, им уполномоченного) укладывают их в брезентовые стандартные мешки (сумки). Горловина каждого мешка прошивается (сумка закрывается) и плотно завязывается шпагатом. На концы шпагата надевается ярлык, на котором указываются дата упаковки и порядковый номер мешка (сумки), соответствующий номеру в сопроводительной описи, сумма вложения, концы шпагата завязываются глухим узлом, мешок (сумка) пломбируется заведующим операционной кассой (лицом, им уполномоченным), осуществляющим контроль при упаковке ценностей, на ярлыке проставляется его код (именной штамп и подпись).
Предварительно подготовленная денежная наличность принимается инкассаторами службы инкассации банка (службы инкассации Национального банка Республики Беларусь) по количеству мешков (сумок) с проверкой правильности и целости упаковки, четкости оттисков пломбиров и соответствия их номеров номерам, указанным в сопроводительных описях; по суммам, обозначенным на ярлыках к мешкам (сумкам) и указанным в сопроводительных описях. Банк, отправляющий ценности через инкассаторов службы инкассации Национального банка Республики Беларусь в структурное подразделение Национального банка Республики Беларусь, передает в опечатанном заведующим операционной кассой конверте заверенные заведующим операционной кассой образцы оттисков пломбиров, которыми опломбированы получаемые инкассаторами мешки (сумки) с денежной наличностью.
В приеме наличных белорусских рублей и иностранной валюты инкассаторы расписываются в расходном кассовом ордере на перевозку ценностей. В приеме ценностей, учитываемых на внебалансовых счетах, инкассаторы расписываются в расходном внебалансовом ордере.
Для оформления кассовых операций с денежной наличностью ОАО «Белинвестбанк» г. Минск использует различные расчётно-кассовые документы:
1. Приходный кассовый ордер (Приложение 15);
2. Расходный кассовый ордер (Приложение 16);
3. Объявление на взнос наличными (Приложение 17);
4. Приходный валютный ордер (Приложение 18);
5. Расходный валютный ордер (Приложение 19);
6. Заявление на взнос наличной иностранной валюты (Приложение 20).
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК»
- 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
- 3. УЧЁТНО-ОПЕРАЦИОННЫЙ АППАРАТ ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК»
- 4. РАСЧЁТНО-КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
- 4.1 Текущие счета клиентов ОАО «Белинвестбанк»
- 4.2 Организация работы с платёжными поручениями
- 4.3 Организация работы с платёжными требованиями и требованиями-поручениями
- 4.4 Организация расчётов пластиковыми картами и расчётными чеками
- 4.5 Организация работы с наличностью
- 5. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА
- 5.1 Банковские вклады (депозиты) в ОАО «Белинвестбанк»
- 5.2 Сберегательный и депозитный сертификаты. Анализ пассивных операций
- 6. ФОРМИРОВАНИЕ УСТАВНОГО ФОНДА БАНКА. ОБЛИГАЦИИ ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК»
- 7. КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК»
- 7.1 Виды кредита банка
- 7.2 Способы обеспечения исполнения обязательств по кредитам
- 8. ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
- 9. ФАКТОРИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. ОПЕРАЦИИ ПО ДОВЕРИТЕЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ