logo search
Совершенствование факторингового кредита в Республике Беларусь

1.1 Понятие, классификация и виды факторингового кредита

Одной из распространенных посреднических услуг частных коммерческих банков в современных условиях становится факторинг. Он впервые возник в США в конце 19 века, а затем получил распространение в промышленно развитых странах Западной Европы. Особенно широко факторинг начали применять коммерческие банки стран Запада в 70- 90-х годах, но наибольшая его интенсивность отмечена с середины 80-х годов, в период устойчивого экономического подъема в западных странах. Неслучайно, что к началу 90-х годов, по экспертным оценкам, общее число действующих там факторинговых компаний возросло в 3,6 раза, причем в их совокупном платежном обороте в 2 раза уменьшилась доля США и соответственно в 1,5 раза возросла доля стран Западной Европы [1, с. 42].

Одно из значений слова factor в переводе с английского- «маклер, посредник». С чисто экономической точки зрения, факторинг- безусловно чисто посредническая операция. Факторинг представляет собой комиссионно- посредническую операцию, связанную с уступкой поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (покупателем) долговых требований (платежных документов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним. Цель факторинга- устранить риск неплатежа как неотъемлемую часть любой торговой и кредитной операции. В странах с развитой рыночной экономикой серьезное внимание уделяется безусловному соблюдению сроков установленных платежей. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов призвана прежде всего решать проблемы рисков неплатежа и сроков оптимизации платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.

В факторинговых операциях, как правило, участвуют три стороны:

- самостоятельная факторинговая компания (или факторинговый отдел банка)- специализированное учреждение, непосредственно покупающее счета- фактуры у своих клиентов;

- клиент (поставщик товара, кредитор)- промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;

- предприятие (заемщик)- фирма- покупатель товара.

В основу факторинга заложена переуступка кредитором не оплаченных ему долговых требований факторинговой компании, что является общим основным элементом для всех видов операционного факторинга. Классификация видов факторинга представлена на схеме [приложение Б]

Факторинговые операции классифицируются как:

- внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. стороны- контрагенты по договору купли- продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране, или международные, когда они находятся в разных странах;

- открытые, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, или закрытые (конфиденциальные), если должник не циреализуется путем соответствующей записи (отметки) на счете- фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу по поставке выступает определенная факториноговая компания и что платеж должен осуществляться по ее приказу и в ее пользу;

- с правом регресса факторинговой компании, т.е. обратного требования поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые объективно возникают при отказе плательщика от исполнения своих обязательств по сделке, т.е. с совокупными кредитными рисками [5, с. 96].

При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, ранее проданным им факторинговой компании. Факторинговая компания может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (либо его банкротство или неплатежеспособность). Данное условие специально предусматривается, если поставщики уверенны, что в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков (кредитного скоринга), либо в силу специфики операционной деятельности своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным и обязательным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный и своевременный приток ему денежных средств может быть обеспечен реально только при заключении факториногового соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что если долговое требование признано недействительным (например, когда поставщик отгрузил клиенту- получателю незаказанный им товар и затем переуступил выставленный за него счет компании), факторинговая компания в любом случае получает безусловное право регресса к поставщику;

- с условием кредитования поставщика в форме предварительной оплаты (до 80 % сумы переуступаемых им долговых требований) или оплаты к определенной установленной дате. Основным преимуществом предварительной оплаты является то обстоятельство, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы совокупных долговых требований. В результате поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.

При отсутствии предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного периода времени.

В зависимости от взаимных требований и обязательств поставщика и факторинговой компании разработан и идентифицирован целый ряд базисных вариантов внутренних факторинговых соглашений [3, с. 201].

Соглашение о полном обслуживании (на базе открытого факторинга без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактов между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от возникновения сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) либо оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной зафиксированной дате [16, с. 49].

За редким исключением полное обслуживание реализуется лишь при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов. С точки зрения компании, это условие устраняет возможность ее дискриминации, поскольку в противном случае поставщик может переуступить ей только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по которым объективно максимален кредитный риск. Подобная система безусловно выгодна и для поставщика- ему не придется вести специальный учет и осуществлять операции по отдельным, непереуступленным долговым требованиям. Иными словами, это условие оптимально для обеих вовлеченных в факторинговую операцию сторон.

Соглашение о полном обслуживании с правом регресса отличатся от соответствующего соглашения без права регресса тем, что факторинговая компания самостоятельно не страхует кредитный риск, который продолжает нести сам поставщик. Это означает, что компания сохраняет право на возврат поставщику долговых требований на любую сумму, не оплаченных клиентами в течение установленного срока (обычно в течение 90 дней с зафиксированной датой платежа).

Основная цель большинства фирм, регулярно прибегающих к услугам факторинговой компании и заключающих с ней соглашения о полном обслуживании,- получить (привлечь) дополнительные денежные средства. Обычно факторинговая компания предварительно оплачивает до 80 % стоимости переуступленных ей долговых требований. Впоследствии предварительная оплата компенсируется компании за счет платежей, осуществляемых клиентами. Оставшиеся 20 % (или больше), за минусом собственных издержек компании, перечисляются после окончательной оплаты клиентом долговых обязательств в указанный в соглашении срок [4, с. 273].

Существует ряд объективных причин, по которым факторинговая компания не может предварительно оплачивать все 100 % стоимости долговых требований (за минусом стоимость своих услуг и причитающегося ей процента за кредит). Прежде всего это связано с возможным выявлением ряда спорных моментов и ошибок в счетах- фактурах. Кроме того, данная разность объективно важна, чтобы компания не могла при необходимости(например, при нарушении поставщиком условий заключенного факторингового соглашения) хотя бы частично компенсировать предварительно выплаченные ею клиенту сумму по факторинговому соглашению.

Разновидностью базисного факторингового соглашения о полном обслуживании выступает агентское соглашение, или соглашение об оптовом факторинге (открытом факторинге). Предприятие может внедрить собственную эффективную систему учета и управления полученным кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и при подобном кредитовании. Факторинговая компания будет стремиться предложить клиенту заключить агентское соглашение, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные его долговые требования, а поставщик непосредственно выступать в качестве ее агента по их инкассированию. Соответствующая запись на счете- фактуре будет уведомлять о непосредственном участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания реализовывать платеж в пользу компании будет специально оговорено, что платеж стоит произвести на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но всегда в пользу вовлеченной в операцию факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что внижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности должника и плата за них взимается непосредственно с поставщика в пользу факторинговой компании [2, c. 238].

Кредитование, предусматриваемое и реализуемое данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном факторинговом обслуживании. Однако оставшаяся часть долга оплачивается только после погашения долгов клиентами (должниками). Между тем, поскольку факторинговая компания в данной ситуации не оказывает непосредственного воздействия на процесс инкассирования долга, она не в состоянии полностью гарантировать осуществления платежа клиенту к зафиксированной дате.

Если поставщик заинтересован только в кредитовании (получении кредита) со стороны факторинговой компании, то может быть заключено открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов- фактур. Заключения подобного типа соглашения достаточно рискованно для любой факторинговой компании, выдвигающей в подобной ситуации наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что валютно- финансовое положение поставщика достаточно устойчиво. Дисконтирование счетов- фактур выступает обычно одноразовой (единовременной) операцией, она осуществляется, как правило, селективно и обычно не охватывает всего платежного оборота поставщика [18, c. 234].