2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг
Конкурентоспособность - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка. Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность банка-производителя продукта (услуги) соотносятся между собой как часть и целое.
Возможность банка конкурировать на определенном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности продукта и совокупности экономических методов деятельности банка, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Существует подход к оценке конкурентоспособности. Это - характеристика банковского продукта, отражающая его отличие от продукта конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Определяя конкурентную позицию того или иного банка, оценивая его надежность и эффективность функционирования наиболее важными и определяющими являются такие количественные показатели, как прибыль и рентабельность банка, размер уставного фонда и резерва, структура активов и пассивов, доля на рынке кредитов и депозитов, объем разрешенных операций, величина процентных ставок и т.п. Эти и другие показатели используются не только для характеристики работы банка, но и оценки его конкурентоспособности и позиции в рейтинге.
Достижение перечисленных целей напрямую связано с эффективным управлением ликвидностью, которая характеризует надежность, прибыльность, устойчивость и отзывчивость банка.
Ликвидность банка проявляется в своевременном выполнении банком своих договорных обязательств.
Платежеспособность банка - это способность банка в надлежащие сроки и в полной сумме выполнять свои обязательства, то есть своевременно и полно производить платежи, бесперебойно выдавать деньги клиентам, возвращать ссуды другим банкам, выплачивать заработную плату своим работникам и др.
Ликвидность банка и его платежеспособность являются ключевыми показателями, свидетельствующими о его эффективности и надежности.
Для определения степени надежности банка используют индекс банковского риска. Индекс банковского риска включает в себя такие показатели как рентабельность банковских активов, стандартное отклонение рентабельности активов (как мера риска), достаточность банковского капитала. Показатель разработан для расчета той величины потерь банка (снижение его прибыли), в результате которой его стоимость станет отрицательной величиной.
Формула 2.1.
RI= [E (ROA) +CAP] /s
ROA - рентабельность активов;
E (ROA) - ожидаемая рентабельность активов;
CAP - отношение нормативного капитала к совокупному размеру активов;
s - стандартное отклонение рентабельности активов;
Следует отметить, что чем выше значение индекса, тем ниже степень риска для данного банка и выше степень его надежности. Конкуренция на рынке услуг [online] [изучен 16 октября 2013] доступен
< http: //rinoko.ru/ryinok-uslug/konkurentsiya-na-ryinke-uslug-22.html>
В современных условиях любой банк, который хочет быть конкурентоспособным, современным и успешным, должен быть клиентоориентированным, т.е. таким, в котором клиент на всех уровнях управления получает поддержку и реализацию своих требований и где качественно решаются задачи привлечения, удержания, развития клиентов.
Чтобы потребители банковских продуктов могли относиться к банкам с доверием, им нужен легко осуществимый и не требуемый больших издержек доступ к надежной информации, в особенности к данным о величине чистых активов и об изменчивости доходов. Модель доверия публики к банку можно представить в следующем виде:
Формула 2.2.
Доверие = ЧА + УД + КИ
ЧА - чистые активы;
УД - устойчивость доходов;
КИ - качество информации;
Все функциональные отношения здесь прямые, т.е. при возрастании объемов (за вычетом обязательств), при повышении устойчивости доходов и качества информации доверие к банку возрастает. , 23 Конкуренция на рынке услуг [online] [изучен 16 октября 2013] доступен < http: //rinoko.ru/ryinok-uslug/konkurentsiya-na-ryinke-uslug-22.html>
Модель удобства для клиента можно представить в следующей форме
Формула 2.3.
Удобство = ГР+СП+И+К
ГР - география рынка;
СП - спектр продуктов (услуг);
И - издержки;
К - качество;
С расширением территории, повышением качества и расширением спектра предоставляемых услуг привлекательность банка для клиента растет.
Причинами успеха или неудач появления на рынке конкретного продукта могут быть и другие факторы: рекламная деятельность банка, его имидж, предлагаемый уровень обслуживания и т.д. Однако, как ни важны указанные аспекты деятельности банка по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена банковских продуктов. Следовательно, формула конкурентоспособности имеет вид: Конкуренция на рынке услуг [online] [изучен 16 октября 2013] доступен
< http: //rinoko.ru/ryinok-uslug/konkurentsiya-na-ryinke-uslug-22.html>
Формула 2.4.
Конкурентоспособность =К+Ц+УО
К - качество;
Ц - цена;
УО - уровень обслуживания;
Управление конкурентоспособностью банковских продуктов тесно связано с управлением его жизненным циклом.
Жизненный цикл банковского продукта - это разработка конкретно банковского товара, его выход на рынок и до момента своевременного устранения с рынка. Управление жизненным циклом банковских товаров означает способность банка обеспечивать конкурентоспособную номенклатуру, а, следовательно, преимущества в конкурентной борьбе и устойчивое положение на рынке.
Для оценки конкурентоспособности банка необходимо сопоставить его положение с положением основных конкурентов на изучаемом рынке. Рейтинг банков комплексно отражает эффективность деятельности банка в сравнении с другими банками, а также позволяет в целом выявить основных конкурентов на рынке банковских продуктов. Укреплению позиции банка на рынке банковских продуктов способствует не только положение банка на первых строчках рейтинга банков внутри страны, но и присвоение банку международных рейтингов.
Кредитные рейтинги Fitch представляют собой мнение об относительной способности банка выполнять свои финансовые обязательства. Fitch Ratings - международная корпорация, известная в основном как рейтинговое агентство.
Главная задача - предоставление мировым кредитным рынкам независимых и ориентированных на перспективу оценок кредитоспособности, аналитических исследований и данных. Справочник коммерсант [online] [изучен 15 декабря 2013] доступен <http: //kommersant.ru/factbook/25763>
Рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") представляют собой относительную оценку вероятности дефолта. Дефолт - невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Краткосрочные кредитные рейтинги отражают вероятность своевременного выполнения обязательств. Индивидуальные рейтинги присваиваются только банкам. Цель данных рейтингов - дать оценку позициям банка без учета потенциальной внешней поддержки.
К основным факторам, которые агентство анализирует при оценке банков и определении уровня индивидуального рейтинга, относятся прибыльность, прозрачность и устойчивость баланса (включая капитализацию), клиентская база и менеджмент, экономическая среда и перспективы развития. Важными факторами являются последовательность политики и размер банка (объем собственных средств), а также диверсификация (деятельность в различных отраслях экономики и географическая экспансия).
Рейтинги поддержки дают представление о вероятности и характере внешней поддержки финансовой организации в случае возникновения у нее финансовых трудностей. При присвоении рейтингов учитываются количественные позитивные и негативные характеристики банков, включая целостность баланса, прибыльность и управление рисками.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты, характеризующие конкурентную среду при оказании банковских услуг
- 1.1 Участники рынка банковских услуг и их классификация
- 1.2 Специфика банковской конкуренции и ассортимент банковских услуг и продуктов
- Глава 2. Анализ факторов формирующих конкурентную среду на рынке банковских услуг
- 2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг
- 2.2 Факторы, влияющие на конкурентную среду в банковской сфере
- 11.3. Перспективы развития банковских услуг
- 4.1 Развитие конкурентной среды в Республике Беларусь
- 12.4. Перспективы развития банковских услуг
- 1.3. Конкуренция на рынке банковских продуктов и услуг
- 20. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация.
- 3. Молдова
- 1.3.3. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках
- Оценка состояния конкурентной среды на рынке
- 46. Защита конкуренции на рынке банковских услуг.