6.1. Анализ курсовой политики Республики Польша в преддверии вступления в Европейский союз и зону евро
В период с 1998 - 2000 годов Национальный банк Польши придерживался политики управляемо плавающего обменного курса. В настоящее время Польша перешла к инфляционному таргетированию в связи с возросшим отрицательным сальдо текущего счета платежного баланса, который составил 8 процентов к ВВП. Одним из основных условий инфляционного таргетирования является независимость центрального банка от правительства. Степень юридической независимости Национального банка Польши в настоящее время очень высока. Она определена Конституцией Польши 1997 года, согласно которой Национальному банку запрещено кредитовать дефицит бюджета. При этом Национальный банк Польши 95 процентов прибыли перечисляет в доход бюджета. Проблемы во взаимоотношениях банка с Министерством финансов в 1997 -1998 годах касались не только финансовых вопросов, но и составления прогнозов социально-экономического развития, которые скорее были политическими, а не экономически обоснованными. В связи с этим переход к инфляционному таргетированию сопровождался разработкой с 1998 года собственных прогнозов социально-экономического развития страны. В настоящее время координации деятельности между данными структурами во многом содействует Европейская комиссия.
С 1 мая 2004 г. Польша вступила в Европейский союз. В качестве следующего интеграционного шага рассматривается вступление в зону евро, которое может произойти ориентировочно в 2007 - 2010 гг., после того, как злотый в течение минимум 2 лет будет находиться в Европейском механизме обменных курсов-2 (ЕR.М-2), то есть будет фиксирован относительно евро с допущением отклонений в пределах 2,5 процента. Кроме того, необходимым подготовительным шагом является выполнение Польшей Маастрихтских критериев (государственный долг к ВВП, дефицит бюджета, процентные ставки).
Действия Национального банка Польши (в дальнейшем НБП) по подготовке к вступлению в зону евро включают следующие шаги:
подготовка аналитических материалов, связанных с введением евро, в том числе с последствиями данного шага, формирование адекватной законодательной базы, касающейся финансового сектора (то есть ее унификация с законодательством ЕС), проведение информационной кампании по вопросам введения евро для банков и населения, логистическая поддержка коммерческих банков (по вопросам конверсии валюты, обеспечения поставок наличного евро и т.п.) Аналитические материалы НБП включают оценку последствий введения евро как для банковской системы, так и для национальной экономики в целом. Именно данные проблемы, а также вопросы взаимодействия страны со структурными фондами ЕС, являются одним из важнейших предметов для обсуждения.
Основными проблемными аспектами введения евро являются негибкий рынок труда (характеризующийся к тому же очень высоким уровнем безработицы порядка 20 процентов) и неэффективная налогово-бюджетная политика (характеризующаяся структурным дефицитом государственного бюджета).
При этом необходимо отметить, что, несмотря на имеющиеся высокие гарантии занятости Польша готова смириться с первоначальным ростом безработицы, имея ввиду вероятность ее снижения в дальнейшем за счет действия факторов снижения стоимости капитала и увеличения его притока, устранения валютных рисков во взаимной торговле с ЕС и издержек на конвертацию.
Основным механизмом, который позволит в среднесрочном плане добиться положительного баланса выгод и потерь от вступления в валютный союз, является дополнительный приток прямых иностранных инвестиций, оцениваемый в размере порядка 1 процента к ВВП, что в период с 2007 по 2030 год по оценкам НБП позволит добиться дополнительного роста ВВП на 5,6 - 11,8 процента, или всего 0,2-0,4 процентного пункта в среднем за год. При этом дефицит торгового баланса может увеличиться в среднем на 1,3 - 3 процентного пункта к ВВП.
Следует отметить, что такая оценка примерно отражает фактические результаты функционирования в зоне евро наиболее слабых ее членов (Ирландия, Испания, Португалия, Греция), чьи дефициты текущего счета имеют тенденцию к увеличению после введения евро.
Вместе с тем польская экономика является менее привлекательным объектом для инвестирования не только в сравнении с другими членами еврозоны, но и относительно многих кандидатов на вступление, которые вступят в еврозону параллельно с Польшей.
Также следует отметить, что очень широкий допуск иностранного капитала в экономику, включая реальный сектор, создает определенные проблемы на финансовом рынке, который характеризуется весьма высокими реальными процентными ставками по кредитам в национальной валюте в 2003 году (8,1-10,2 процента по кредитам свыше 1 года при инфляции за январь-ноябрь 2003 г. порядка 1,5 процента). Кредитование же в иностранной валюте повышает подверженность экономики валютным рискам, что достаточно актуально в свете широких колебаний курса евро к польскому злотому.
В связи с вышеизложенным необходимо еще раз подчеркнуть, что ключевым фактором:
для получения положительного баланса выгод и потерь от вступления в валютный союз является приток иностранных инвестиций, для притока иностранных инвестиций являются придание гибкости рынку труда; относительно благоприятное налогообложение; более привлекательная законодательная база, регламентирующая отношения собственности и связанные с этим вопросы.
Пока экономика Республики Беларусь остается менее привлекательной в инвестиционном плане, чем экономика Российской Федерации, возможность достижения положительного баланса выгод и потерь от вступления в валютный союз остается весьма сомнительной.
В настоящее время Польша использует средства структурных фондов ЕС, связанных с финансированием подготовки экономик стран-кандидатов на вступление в еврозону к данному шагу.
К этим фондам относятся ISРА, РНАRЕ, SАРАRD, где: ISРА представляет собой инструмент структурных политик для вступления - реализация проектов в области транспортной инфраструктуры и охраны окружающей среды, средства фонда РНАRЕ используются для сближения уровней социально-экономического развития, установления сходных социальных стандартов и др., SAPARD -специальная программа для стран-кандидатов по развитию сельского хозяйства и сельских регионов и другие).
После вступления в зону евро страны-кандидаты теряют право на использование средств упомянутых фондов (кроме проектов, уже находящихся в стадии реализации), приобретая
возможности использования других структурных фондов ЕС для стран-членов еврозоны.
Средства в рамках структурных фондов, предназначенных для стран-кандидатов, используются на реализацию конкретных проектов, которые предварительно должны быть одобрены Еврокомиссией (то есть данные средства не направляются напрямую в бюджет соответствующего государства). Равным образом, Еврокомиссия отслеживает все этапы реализации проекта, контролируя финансовые расходы на основе соответствующих докладов каждые 6 месяцев.
В рамках финансирования каждого проекта не менее 25 процентов средств должно быть изыскано из собственных источников. Остальные не более 75 процентов должны быть привлечены страной за счет средств сторонних инвесторов/кредиторов. Данные (привлеченные сторонние) средства далее и возмещаются за счет ресурсов структурных фондов.
Для рассмотрения проектов на национальном уровне в Правительстве создано Управление Комитета по Европейской интеграции, которое занимается как предварительным отбором проектов, так и контролем правильности оформления всех заявок (на начальных этапах взаимодействия со структурными фондами ЕС многие проекты отклонялись Еврокомиссией просто вследствие неправильного оформления заявок).
Только в рамках программы РНАRЕ Польша ежегодно в 2000 - 2006 гг. будет получать порядка 398 млн. евро.
С учетом вышеизложенного, сохранение позиции белорусской стороны о необходимости компенсации расходов, связанных с подготовкой экономики к вступлению в валютную зону российского рубля представляется обоснованным практикой, имея ввиду, в первую очередь, меры, направленные на создание привлекательных условий для инвестирования.
При этом перспективным направлением трансформации позиции Беларуси является опыт Европейского союза, предполагающий проектное финансирование и участие собственных средств в реализации проектов.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы о долгосрочных взаимосвязях обменного курса белорусского рубля:
1. несмотря на то, что курс белорусского рубля к российскому рублю является важным фактором, определяющим состояние экономического роста и внешней торговли Республики Беларусь, значительное влияние на данные показатели оказывалось курсом белорусского рубля к доллару США.
2. рост реального курса не оказывает желаемого стимулирующего влияния на производство вследствие ограниченности возможностей по управлению издержками на уровне предприятий (в противном случае дефицит внешней торговли и падение рентабельности в экспортоориентированных отраслях в результате роста реального курса белорусского рубля носило бы менее существенный характер). А, следовательно, до создания эффективных каналов реакции на импульсы курсовой политики он должен происходить естественным образом в ответ на изменение конкурентоспособности, а не инициироваться инструментами денежно-кредитной политики.
- Уо «частный институт управления и предпринимательства»
- Тема 4. Денежно-кредитное регулирование Республики Беларусь
- Тема 5. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики
- Тема 6. Международный опыт валютного регулирования и проведения валютной политики
- Тема 7. Практика валютного регулирования в Республике Беларусь
- Тема 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
- 1.1. Сущность и значение денежно-кредитной политики
- 1.2. Виды денежно-кредитного регулирования и типы денежно-кредитной политики, проводимые государством
- 1.3.Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- Тема 2. Организация и регулирование денежного обращения
- 2.1. Национальный Банк и его роль в экономике. Коммерческие банки
- 2.2. Методы регулирования деятельности коммерческих банков Центральным банком Республики Беларусь
- 2.3. Организация и регулирование денежного обращения
- 2.4. Организация эмиссионной деятельности центральных банков
- 2.5. Анализ состояния и прогнозирования Национальным банком наличного денежного оборота
- 2.6. Денежная масса и методы ее оценки
- 2.7. Рефинансирование банков
- 2.8. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
- Тема 3. Методологические основы денежно-кредитного регулирования
- 3.1. Методы денежно-кредитной политики
- 3.2. Нормативы безопасного функционирования банков
- 3.2.1.Нормативы безопасного функционирования, устанавливаемые для банков
- 3.2.2. Размеры уставного фонда и нормативного капитала банка
- 3.2.3. Нормативы ликвидности банка
- 3.2.4. Нормативы достаточности нормативного капитала банка
- 3.2.5.Нормативы ограничения кредитных рисков
- 3.2.6.Нормативы ограничения валютного риска
- 3.2.7.Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций
- 3.3. Вспомогательные методы:
- Тема 4. Денежно-кредитное регулирование Республики Беларусь
- 4. 1. Банковский кодекс Республики Беларусь как основа денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования
- 4.2. Цели и инструменты денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- 4.2.1.Цель денежно-кредитной политики
- 4.2.2.Промежуточные монетарные ориентиры
- 4.3.Инструменты денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- 4.3.1.Денежно-кредитные показатели
- 4.4. Основные тенденции в денежно-кредитной сфере в 2007 году
- Тема 5. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики
- 5.1. Валютная система и валютная политика
- 5.2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
- 5.3. Спрос в предложение валюты
- 5.4. Паритет покупательной способности
- 5.5. Платежный баланс
- 5.6. Управление золотовалютными резервами органов денежно-кредитного регулирования
- Тема 6. Международный опыт валютного регулирования и проведения валютной политики
- 6.1. Анализ курсовой политики Республики Польша в преддверии вступления в Европейский союз и зону евро
- 6.2. Опыт параллельного хождения иностранной валюты в Республике Литва
- Тема 7. Практика валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.1.Основные направления совершенствования валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.2.Связь курсовой и экономической политики в условиях подготовки к созданию валютного союза
- 7.3. Нормативно-правовое обеспечение валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.4. Валютное регулирование и валютный контроль
- 7.5. Механизм реализации политик регулирования валютного курса
- Основные цели, функции, инструменты