logo
УМП Денежно-кредитное регулирование

2.1. Национальный Банк и его роль в экономике. Коммерческие банки

В странах с развитой рыночной экономикой сложилась следующая структура банковской системы:

ДР-)- Эту структуру принято называть двухуровневой, так как основными

уровнями являются центральный банк и коммерческие банки. Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия — 50%, Япония —55%), центральный банк выполняет функции государственного органа.

Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение

(эмиссию) банкнот — основной составляющей налично-денежной массы,

хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения; участвует в управлении государственным долгом; осуществляет расчетно-кассовое обслуживание бюджета государства .

Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой:

Первый уровень — центральный банк страны — Национальный банк Республики Беларусь (далее — Национальный банк), действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка — город Минск.

Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.

Центральный банк выполняет роль «банка банков», управляет деятельностью банковских учреждений в рамках регулирования и контроля за функционированием рынка банковских услуг. Двухуровневая система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.

Взаимоотношения по вертикали — это отношения между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками; по горизонтали — отношения партнерства и конкуренции между различными низовыми звеньями банковской системы (коммерческими банками).

Основными целями деятельности Национального банка являются:

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Взаимодействие центрального и коммерческих банков, а также их цели и интересы определяются такими факторами, как заинтересованность в укреплении банковской системы и поддержание ее стабильности; сбалансированность структуры, открытость и транспарентность политики Национального банка Республики Беларусь.

Второй уровень банковской системы — коммерческие банки, осуществляющие банковские операции в соответствии с Банковским кодексом.

Среди всех коммерческих банков выделяют группу системообразующих банков, на долю которых приходится более 85% активов (пассивов) и около 80% капиталов банков. К ним относятся АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белинвестбанк» и АО «Приорбанк».

На основе легальной дефиниции можно выделить следующие характерные сущностные признаки банка:

Организация деятельности банковской системы Республики Беларусь строится на обязательных принципах:

Банковское законодательство устанавливает принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулирует отношения между ними, определяет правовой статус, цели и функции Национального банка, особенности его деятельности. Коммерческие банки (их виды, операции, порядок государственной регистрации, создания, реорганизации, ликвидации, взаимоотношения с клиентурой) также регулируются нормативными правовыми актами.

К актам законодательства относятся: Конституция Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковского законодательства.

Следует обратить внимание, что в перечне законодательных актов, входящих в систему банковского законодательства, Банковскому кодексу предшествует Гражданский кодекс Республики Беларусь, что не означает его безусловной привилегированности по отношению к Банковскому кодексу. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативно правовых актах» от 10 января 2000 г. Гражданский кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам, содержащим нормы гражданского права.

Ранее традиционно выделяли проблему недостаточности правового регулирования банковской деятельности на уровне законодательных актов. С принятием Банковского кодекса в нем были закреплены основы правового регулирования банковской деятельности в объеме, позволяющем адаптировать и изменять банковское законодательство на уровне иных актов законодательства с учетом тенденций мирового развития и унификации норм банковского законодательства. За 5 лет в законодательстве, регулирующем банковскую деятельность, произошли изменения, появилось значительное количество актов банковского законодательства, которые также необходимо систематизировать, на практике выявлены некоторые пробелы в регулировании банковский правоотношений, что повлекло необходимость внесения поправок в Банковский кодекс.

Национальный банк во исполнение своих надзорных функций регламентирует порядок осуществления банковских операций. Он наделен правом издавать соответствующие правила, инструкции, положения, другие нормативные документы, обязательные для исполнения всеми банками на территории республики, а также обязательные для исполнения республиканскими и местными органами управления, всеми юридическими и физическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь. Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или, по его поручению, с республиканскими органами государственного управления.

Нормативные правовые акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь на основании заключения (экспертизы) Министерства юстиции Республики Беларусь и официальному опубликованию в нем, а также в официальном издании Национального банка. Со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь они считаются вступившими в силу, если в этих актах не установлен иной срок.

Банковское законодательство должно своевременно, полно и всесторонне учитывать отечественную практику совершенствования банковского законодательства, состояние экономики, опыт других государств.

Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие ему банковского законодательства. Нормы банковского законодательства, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются составной частью действующего банковского законодательства. Субъекты банковской деятельности при осуществлении банковских операций с нерезидентами Республики Беларусь используют международные унифицированные правила и обычаи, нормативные акты международных организаций, международные банковские стандарты и другие международные правовые акты, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Национальный банк проводит постоянную работу по реформированию и укреплению белорусской банковской системы, выходу ее на международные стандарты надежности и качества оказываемых услуг.

Для укрепления устойчивости банковской системы, обеспечения приближения ее параметров к европейскому уровню, интеграции банковского сектора Беларуси в региональные и мировую банковскую и финансовые системы и исключения возможности системных кризисов, повышения доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики необходимо решение ряда основных задач: