3.2.5.Нормативы ограничения кредитных рисков
Нормативы ограничения кредитных рисков устанавливаются в процентном отношении к нормативному капиталу банка.
В целях ограничения кредитных рисков банков устанавливаются нормативы максимального размера кредитного риска на одного должника, инсайдера (группу взаимосвязанных должников), а также нормативы суммарной величины крупных кредитных рисков, суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц.
При определении размера кредитного риска на одного должника учитываются сумма кредитов и иные денежные обязательства этого должника по отношению к банку, а также внебалансовые обязательства банка в отношении этого должника, предусматривающие исполнение в денежной форме.
Крупным кредитным риском на одного должника признается риск, превышающий установленное Национальным банком процентное отношение к нормативному капиталу банка.
Национальный банк устанавливает дифференцированные нормативы ограничения кредитных рисков должников, являющихся инсайдерами банка, и взаимосвязанных с ними лиц.
Под взаимосвязанными должниками понимаются физические и юридические лица -должники банка, связанные между собой экономически и (или) юридически (имеющие имущество, принадлежащее им на праве общей собственности, гарантии и (или) обязательства между собой, одновременное совмещение одним должником руководящих должностей у двух и более других должников, а также являющиеся по отношению друг к другу юридическим лицом и лицом, которое имеет право давать обязательные для такого юридического лица указания либо имеет возможность иным образом определять его действия, в том числе являющиеся основным хозяйственным обществом или товариществом и дочерним обществом, зависимыми хозяйственными обществами, унитарным предприятием и собственником его имущества) таким образом, что финансовые трудности одного должника обусловливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей у другого должника (должников).
Под инсайдерами понимаются физические и юридические лица - собственник имущества банка, участники банка, имеющие более пяти процентов акций, члены органов управления банка, члены кредитного совета (комитета), руководители обособленных и структурных подразделений банка, а также лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита в силу связанности с банком, или собственником имущества банка, или участником банка, или членами органов управления банка.
К инсайдерам также относятся физические лица, находящиеся в близком родстве или свойстве с физическими лицами, указанными в части седьмой настоящей статьи. Физические лица, являвшиеся инсайдерами банка в соответствии с частью седьмой настоящей статьи, относятся к инсайдерам в течение одного года с момента утраты связи с банком.
В целях определения крупных кредитных рисков, выявления взаимосвязанных должников и инсайдеров Национальный банк вправе на основании установленных им методик оценивать взаимоотношения должников банка между собой, а также с банком, собственником имущества банка, участниками банка и членами органов управления банка. Банк обязан отражать в своей отчетности крупные кредитные риски банка, оценивая их по методике, установленной Национальным банком, в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Национальный банк ведет реестр крупных кредитных рисков банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
- Уо «частный институт управления и предпринимательства»
- Тема 4. Денежно-кредитное регулирование Республики Беларусь
- Тема 5. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики
- Тема 6. Международный опыт валютного регулирования и проведения валютной политики
- Тема 7. Практика валютного регулирования в Республике Беларусь
- Тема 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
- 1.1. Сущность и значение денежно-кредитной политики
- 1.2. Виды денежно-кредитного регулирования и типы денежно-кредитной политики, проводимые государством
- 1.3.Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- Тема 2. Организация и регулирование денежного обращения
- 2.1. Национальный Банк и его роль в экономике. Коммерческие банки
- 2.2. Методы регулирования деятельности коммерческих банков Центральным банком Республики Беларусь
- 2.3. Организация и регулирование денежного обращения
- 2.4. Организация эмиссионной деятельности центральных банков
- 2.5. Анализ состояния и прогнозирования Национальным банком наличного денежного оборота
- 2.6. Денежная масса и методы ее оценки
- 2.7. Рефинансирование банков
- 2.8. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
- Тема 3. Методологические основы денежно-кредитного регулирования
- 3.1. Методы денежно-кредитной политики
- 3.2. Нормативы безопасного функционирования банков
- 3.2.1.Нормативы безопасного функционирования, устанавливаемые для банков
- 3.2.2. Размеры уставного фонда и нормативного капитала банка
- 3.2.3. Нормативы ликвидности банка
- 3.2.4. Нормативы достаточности нормативного капитала банка
- 3.2.5.Нормативы ограничения кредитных рисков
- 3.2.6.Нормативы ограничения валютного риска
- 3.2.7.Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций
- 3.3. Вспомогательные методы:
- Тема 4. Денежно-кредитное регулирование Республики Беларусь
- 4. 1. Банковский кодекс Республики Беларусь как основа денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования
- 4.2. Цели и инструменты денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- 4.2.1.Цель денежно-кредитной политики
- 4.2.2.Промежуточные монетарные ориентиры
- 4.3.Инструменты денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- 4.3.1.Денежно-кредитные показатели
- 4.4. Основные тенденции в денежно-кредитной сфере в 2007 году
- Тема 5. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики
- 5.1. Валютная система и валютная политика
- 5.2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
- 5.3. Спрос в предложение валюты
- 5.4. Паритет покупательной способности
- 5.5. Платежный баланс
- 5.6. Управление золотовалютными резервами органов денежно-кредитного регулирования
- Тема 6. Международный опыт валютного регулирования и проведения валютной политики
- 6.1. Анализ курсовой политики Республики Польша в преддверии вступления в Европейский союз и зону евро
- 6.2. Опыт параллельного хождения иностранной валюты в Республике Литва
- Тема 7. Практика валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.1.Основные направления совершенствования валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.2.Связь курсовой и экономической политики в условиях подготовки к созданию валютного союза
- 7.3. Нормативно-правовое обеспечение валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.4. Валютное регулирование и валютный контроль
- 7.5. Механизм реализации политик регулирования валютного курса
- Основные цели, функции, инструменты