logo
114065_2F8BD_matichak_p_p_hudoliy_o_v_yurchagin

Страхование коммерческих рисков.

Коммерческий риск – это способность предпринимателя использовать потенциал фирмы в сфере реализации товаров собственного производства и материального обеспечения предприятия с целью максимизации будущих доходов. То есть, риск выражается в вероятности уменьшения выручки вследствие падения уровня цен на рынке, появления товара-конкурента, повышения закупочных цен на сырье и материалы, а также за счет внутренних факторов – убытки при транспортировке и хранении продукции, потеря качества продукции и т.д.

В современных условиях, когда переход к рыночной экономике протекает в крайне противоречивой обстановке, значение данного страхования очень велико из-за нестабильной политической обстановки, нестабильного законодательства, а также со сложными экономическими условиями, в частности с инфляцией.

Основные факторы, влияющие на коммерческий риск:

  1. Неблагоприятные законодательные изменения, в частности, относительно повышения налоговых ставок, изменение сроков и условий оплаты отдельных отчислений, отмена налоговых льгот;

  2. Непостоянность спроса. Чем больший спрос на товары определенной группы, тем ниже уровень коммерческого риска.

  3. Колебания реализационных и закупочных цен.

  4. Возможность согласования ценовой политики предприятия на рынке закупок и рынке сбыта. Этот фактор особенно влиятелен в условиях инфляции. Если рост закупочных цен не компенсируется ростом цен на рынке сбыта вследствие ограниченности спроса, то уровень риска значительно увеличивается.

  5. Высокая доля постоянных затрат в общей их сумме. Большему удельному весу постоянных затрат соответствует более высокий уровень коммерческого риска, так как в случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры и падения объема продаж, валовые затраты не могут быть сокращены ниже их постоянной части.

Страховая сумма как предел ответственности определяется по заявлению страхователя, но, конечно с согласия страховой фирмы. Можно выделить два варианта страхования. Первый вариант – страховая сумма устанавливается в пределах капитальных вложений в страхуемые операции, то есть возмещаются затраты страхователя, его можно назвать страхованием инвестиций. Второй вариант – страховая сумма включает не только капитальные затраты, но и прибыль, которая ожидается от затрат, то есть возмещаются затраты и нормативная прибыль, поэтому его можно назвать страхованием прибыли.

Поскольку страхуется сумма капитальных вложений, то срок действия договора страхования обуславливается сроком окупаемости капитальных вложений. Общие нормативные сроки окупаемости различаются по видам деятельности. Разными будут эти сроки для предприятий даже в одной и той же сфере, что зависит от размера предприятия, организации его деятельности, места расположения и других факторов. Выплата возмещения производится в основном по окончанию срока страхования, когда выявляются окончательные результаты застрахованных коммерческих операций.

Отдельным видом страхования коммерческих рисков является страхование риска потери прибыли. Этот вид является добровольным и проводится на срок до 1 года.

Размер убытка определяется путем сложения суммы потери прибыли, связанной со спадом производства и суммы дополнительных затрат, направленных на избежание или уменьшение темпов падения производства и его возобновления. Потеря прибыли, связанная со спадом производства, определяется по формуле:

Пн = (VcVф) * Кп, где

Пн – сумма потери прибыли;

Vc – стандартный объем производства;

Vф – фактический объем производства;

Кп – коэффициент прибыльности, определенный таким образом:

Кп = П / Vп , где

П и Vп – соответственно, прибыль и объем производства за предыдущий год.

Если в период возмещения страхователь может продолжать свою деятельность на другом объекте, то прибыль, полученная от этой деятельности уменьшают сумму убытка.