logo
БД 1-42

4. Законодательная основа деятельности банков рк.

К законодательным и нормативным документам, регулирующих банковскую деятельность в Казахстане следует отнести: • Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995г. №2155 с дополнениями и изменениями • Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995г. №2444 с дополнениями и изменениями, Закон РК «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998г. №237-1 с дополнениями и изменениями • Закон РК «О валютном регулировании» от 24 декабря 1996г. №54-1 с дополнениями и изменениями, • Закон РК «О лицензировании» от 17 апреля 1995г. с дополнениями и); • Закон РК «О вексельном обращении в Республике Казахстан» от 28 апреля 1997г. №97-1 с дополнениями и изменениями; • Закон РК «О регистрации залога движимого имущества» от 30 июня 1998г. №254 с дополнениями и изменениями; • Закон РК «О финансовом лизинге» от 5 июля 2000г. №78- 11254 с дополнениями и изменениями.

5. Этапы выдачи кредита. Необходимый пакет документов для получения банковской ссуды. Кредитный договор, его содержание. Кредитное соглашение, условия его оформления. Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка: -рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком, - изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде – подготовка и заключение кредитного соглашения, - контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита. Кредитная заявка Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы - необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки. В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т.д.).2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д. 3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно). 4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т.д. 5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности. 6. Налоговые декларации. .Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли. Кредитный договор – это документ, который подписывают участники кредитной сделки, содержащий подробное описание условий предоставления ссуды. Кредитный договор включает несколько разделов: 1. Общие положения: наименование сторон, вид кредита, сумма, срок, % ставка, условия обеспечения, порядок выдачи и погашения ссуды, начисления и уплаты %. 2. Права и обязанности заемщика. Заемщик вправе требовать от КБ предоставления кредита в объемах и сроки, установленные договором; обратиться за расчетами; досрочно погасить ссуду. Заемщик обязан: использовать кредит на установленные цели; возвратить кредит в срок; своевременно уплачивать %; предоставлять в банк необходимые документы; информировать КБ о предстоящем изменении организационно-правовой формы, реорганизации и ликвидации предприятии. 3. Права и обязанности кредитора. КБ вправе проводить проверку обеспечения кредита; его целевого использования; прекращать выдачу ссуды и требовать возврата выданной в случае нарушения условий договора. 4. Ответственность сторон. Как правило, предусмотрена неустойка в виде штрафа и пени. 5. Дополнительные условия (заемщик не вправе выступать поручителем, давать займы, продавать активы). 6. Порядок разрешения споров. 7. Срок действия договора. 8. Юридические адреса сторон. Основные условия кредитного договора 1. Кредитный договор в обязательном порядке должен содержать следующие основные условия бюджетного кредита: 1) цель предоставления; 2) размер; 3) валюту; 4) срок; 5) период освоения; 6) ставку вознаграждения. 2. Основные условия бюджетного кредита и категория заемщиков устанавливаются решением кредитора. 3. В кредитный договор включаются дополнительные условия, в том числе определяющие способ предоставления бюджетного кредита, график погашения и обслуживания бюджетного кредита, способы обеспечения исполнения обязательств по бюджетному кредиту.