logo
шпоры по Экономике

9. Равновесие на конкурентном рынке по Маршалу и по Вальрасу. Общественная выгода. Области экономической активности.

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором D и S уравновешены на определенном уровне QS =QD и не один экономический субъект не заинтересован в изменении этого положения

Равновесными называется цена РЕ и соответствующий спрос QЕ.

Ц ена, по которой реально совершается сделка, называется рыночной.

Устойчивость – способность рынка с помощью механизмов взаимодействия спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесие.

Р ынок покупателя – экономическая власть покупателя, где при избыточном предложении товара покупатель диктует условия по снижению цен.

Рынок продавца – где эк. власть продавца диктует условия продажи покупателю: цены и ассортимент.

Модель идеальная:

  1. область высоких цен – возможных продаж, но невозможных покупок, случайные сделки;

  2. Высокий объем покупок и продаж – мертвая зона, где рынок не может возникнуть;

  3. Низкая цена – возможных покупок, но невозможных продаж;

  4. Область контракта, где заключаются реальные сделки во всех точках, т.к. интересы продавцов и покупателей одинаково соблюдены и выгодны для обоих.

Общая выгода от установления равновесно цены обусловлена возникновением излишков покупателя и продавца.

И злишек покупателя – разница между выручкой от реализации продуктов по равновесной цене и издержек производства.

а) б)

Устойчивость равновесия по Вальрасу: а) краткосрочный период, б) долгосрочный период.

Дисбаланс объема спроса и предложения регулирует цена. Избыток спроса устраняется в результате роста цен, а избыток предложения в результате их снижения.

Другая модель (возможно по Маршалу):

Изменением объема производства уравновешиваются цены покупателя и продавца:

Статическая модель изменения равновесия: