logo
шпоры по Экономике

13. Общая и предельная полезность блага. Потребительский выбор, максимизация полезности и равновесие потребителя.

ПП – потреб. поведение. ПВ – потреб. выбор

Теория ПП изучает и объясняет, как покупатель распределяет свои доходы при покупке благ, извлекая при этом max полезность.

ПП – это процесс формиров. спроса отдельного потребителя (индивид. спроса на различ. блага в соотв. с его вкусами и предпочтениями в рамках его дохода и цен на блага)

Полезность блага – способ. экономич. блага удовлетворять какую либо потреб. чел-ка.

Основ мотив ПП – max полезности.

Общая полезность(TU) – полезность, присваиваемая всей массе потребляемых благ или сумме полез. всех потреб единиц.

Предельная полезность блага(MU) – полезность каждой последующей единицы блага или прирост общей полез. при увелеч. потреб. Данного блага на 1.

TU=∑(i=1,n)Qi=∑(i=1,n)Mu(Qi) Mu=ΔTU/ΔQ ед.измер. Ютиль [u]

Когда TU максимальна MU=0.

Динамика общей и предельной полезности объясняется действ. закона убыв. предел. полез.(При последовательном потреблении единиц блага полез. каждой последующей. ед. меньше полез. предыдущ.). Это 1 зак. Госсена.

к ардиналистская (количественная) теория ПП.

Основа –количественное измер. полез. блага в услов.ед., Ютилях.

Правило – max удовлетворение потреб. заключ. в таком распред. денеж. дохода потребителя, при кот. последняя денеж. единица затрач. на приобрет. каждого вида блага приносила бы одинак предел полез.

MUx/Px=MUy/Py – 2зак. Госсена. MUx/Px – взвеш. предел. полез.

Ед. блага

Яблоки Pя=1 д.е.

Бананы Pб=2д.е.

Muя

Muя/Pя

Muб

Muб/Pб

1

10

10

24

12

2

8

8

20

10

3

7

7

18

9

4

6

6

16

8

5

5

5

12

6

6

4

4

6

3

Доход=10д.е.

1б(12u)+1я(10u)+1б(10u)+1б(9u)+1я(8u)+1б(8u)=4б+2я TU=56

Ординалистская(порядковая) теория ПП.

Отрец. возмож. количеств. измерения полезезности Основа – возможность сравнения и упорядоченности (ранжирования) потреб. товар. наборов с точки зрения их предпочтительности и удовлетворения Аксиомы предпочтения:1. Полной(совершенной) упорядоченности, т.е. альтернатив. товар. наборы упоряд. с помощью отношений предпочтения(>) и безразличия(~) 2. Аксиома транзитивоности A>B B>C ==> A>C 3. Ненасыщения. Предпочтение большего блага меньшему4. Независимость потребителя, т.е. удовлетвор. Потреб. Зависит только от кол-ва потреб. им благ.Правило – выбор наиболее предпочтительного товар. набора из всех доступных для него с учетом бюджет. огранич.