Тема 1.3 Выбор и альтернативная стоимость
1.Основные экономические вопросы
Основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Экономический выбор заключатся в решении основных экономических вопросов в условиях ограниченных ресурсов.
2.Основные экономические категории
Метод научных абстракций используется для выработки отвлеченных понятий (абстракций, категорий). Например, товар, цена, стоимость.
Производство
труд
овеществленный живой
в предметах и средствах труда труд работников
данного предприятия
необходимый прибавочный
затраты прибавочная стоимость
себестоимость прибыль
стоимость
цена
Выделяют труд конкретный и абстрактный. Конкретный создает потребительную стоимость, абстрактный – стоимость.
Товар – продукт труда, предназначенный для обмена. Выбор товара производителем означает ответ на вопрос Что производить?
Стоимость – общественный труд, заключенный в товаре.
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Абстрактный труд создает стоимость товара. Конкретный труд создает потребительную стоимость товара. Меновая стоимость товара проявляется на рынке в процессе обмена.
3.Альтернативная стоимость
Альтернативная стоимость, альтернативные издержки – это вмененные издержки.
Пример. Имеется три варианта проведения выходного дня. Разместим их по предпочтениям:
поездка на дачу за грибами,
поход в музей
подготовка к контрольной работе.
Третий вариант не рассматривается.
При выборе дачи мы отказываемся от похода в музей, поэтому альтернативной стоимостью или альтернативными издержками поездки на дачу является то, что мы не пошли в музей.
Себестоимость – затраты на производство и реализацию продукции. Создаются овеществленным и живым трудом, живым необходимым трудом, оплачиваемым.
Прибавочный труд не оплачивается (марксистский подход). Прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости. Стоимость и цена определяют ответ на вопрос « Как производить?»
Решение вопроса «Для кого производить?» связано с покупкой товара покупателем, выручкой и прибылью продавца и производителя. Поэтому в маркетинге начинают с поиска ответа на вопросы «Для кого производить?», «Какие потребности удовлетворять?»
- Раздел 1. Экономика и экономическая наука
- Тема 1.1 Потребности. Свободные и экономические блага.
- Тема 1.2 Факторы производства и факторные доходы
- Тема 1.3 Выбор и альтернативная стоимость
- Тема 1.4 Типы экономических систем
- Тема 1.5 Собственность. Конкуренция
- Тема 1.6.Экономическая свобода. Значение специализации и обмена
- Раздел 2. Семейный бюджет
- Тема 2.1Источники доходов семьи. Основные виды расходов
- Тема 2.2 Рациональный потребитель
- Раздел 3. Рыночная экономика
- Тема 3.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
- Тема 3.2 Экономика фирмы: цели, организационные формы
- Тема 3.3 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда
- Тема 3.4 Издержки. Выручка
- Тема 3.5 Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
- Раздел 4. Труд и заработная плата
- Тема 4.1 Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда
- Тема 4.2 Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы
- Раздел 5. Деньги и банки
- Тема 5.1 Понятие денег и их роль в экономике
- Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
- Тема 5.2 Банковская система. Финансовые институты
- 7.1. Страховые компании
- 7.2. Пенсионные фонды
- 7.3. Инвестиционные компании
- 7.4. Ссудосберегательные ассоциации
- 7.5. Финансовые компании
- 7.6. Благотворительные фонды
- Тема 5.3 Инфляция и ее социальные последствия
- Раздел 6. Государство и экономика
- Тема 6.1 Роль государства в экономике. Общественные блага
- Тема 6.2 Налоги. Система и функции налоговых органов
- Тема 6.3 Государственный бюджет. Государственный долг
- Тема 6.4 Понятие ввп. Экономический рост. Экономические циклы
- Тема 6.5 Основы денежной политики государства
- Раздел 7. Международная экономика
- Тема 7.1 Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли
- Тема 7.2 Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
- Тема 7.3 Особенности современной экономики России
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Колледж многоуровневого профессионального образования конспект лекций