logo
Лекции по экономике - 88стр

Тема 1.3 Выбор и альтернативная стоимость

1.Основные экономические вопросы

Основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Экономический выбор заключатся в решении основных экономических вопросов в условиях ограниченных ресурсов.

2.Основные экономические категории

Метод научных абстракций используется для выработки отвлеченных понятий (абстракций, категорий). Например, товар, цена, стоимость.

Производство

труд

овеществленный живой

в предметах и средствах труда труд работников

данного предприятия

необходимый прибавочный

затраты прибавочная стоимость

себестоимость прибыль

стоимость

цена

Выделяют труд конкретный и абстрактный. Конкретный создает потребительную стоимость, абстрактный – стоимость.

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена. Выбор товара производителем означает ответ на вопрос Что производить?

Стоимость – общественный труд, заключенный в товаре.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Абстрактный труд создает стоимость товара. Конкретный труд создает потребительную стоимость товара. Меновая стоимость товара проявляется на рынке в процессе обмена.

3.Альтернативная стоимость

Альтернативная стоимость, альтернативные издержки – это вмененные издержки.

Пример. Имеется три варианта проведения выходного дня. Разместим их по предпочтениям:

поездка на дачу за грибами,

поход в музей

подготовка к контрольной работе.

Третий вариант не рассматривается.

При выборе дачи мы отказываемся от похода в музей, поэтому альтернативной стоимостью или альтернативными издержками поездки на дачу является то, что мы не пошли в музей.

Себестоимость – затраты на производство и реализацию продукции. Создаются овеществленным и живым трудом, живым необходимым трудом, оплачиваемым.

Прибавочный труд не оплачивается (марксистский подход). Прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости. Стоимость и цена определяют ответ на вопрос « Как производить?»

Решение вопроса «Для кого производить?» связано с покупкой товара покупателем, выручкой и прибылью продавца и производителя. Поэтому в маркетинге начинают с поиска ответа на вопросы «Для кого производить?», «Какие потребности удовлетворять?»