Тема 6.2 Налоги. Система и функции налоговых органов
6.2.1 Налоги
6.2.1.1 Место налогов в финансовой системе
Финансы - это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений.
Финансовая система состоит из трех звеньев: финансы государства, финансы предприятий (организаций, хозяйствующих субъектов), финансы населения (домашних хозяйств). Главное звено в финансовой системе - это финансы предприятий (потому что предприятие - главное звено в экономике, так как предприятие производит товар).
Налог - это обязательный сбор, взимаемый государством с организаций и граждан в порядке и на условиях, установленных законом.
Налоги являются главным источником средств для государства.
6.2.1.2 Объекты налогообложения:
1) налоги на доходы,
2) налоги на имущество,
3) налоги на расходы.
6.2.1.3 Способы взимания налогов:
1) прямые (подоходный, поимущественный, налог на прибыль),
2) косвенные (акцизы, таможенные пошлины, НДС).
6.2.1.4 Способы определения размера налогов:
1) пропорциональные,
2) прогрессивные (ослабляет неравенство в обществе).
6.2.1.5 Уровни налогообложения:
1) общенациональные (федеральные),
2) региональные,
3) местные.
6.2.1.6 Порядок использования:
1) общие,
2) целевые.
6.2.1.7 Функции налогов:
1) фискальная - обеспечивает поступление денежных средств государству,
2) регулирующая - с помощью скидок и льгот у некоторых предприятий остаются дополнительные денежные средства,
3) перераспределительная - средства направляются на выполнение государственных программ.
6.2.1.8 Принципы налогообложения:
1) принцип справедливости.
Каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
2) принцип соразмерности.
Баланс интересов налогоплательщика и государства характеризуется кривой Лаффера. Она показывает зависимость налоговых поступлений от изменения налоговой ставки.
Кривая Лаффера
3) принцип учета интересов налогоплательщиков.
Простота исчисления и уплаты налогов.
4) принцип определяемости.
Сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику.
5) принцип удобства.
Время и способ уплаты удобны налогоплательщику.
6) принцип эффективности.
Сумма сборов должна превышать примерно в два раза затраты на сбор налогов.
Согласно идеям А. Смита, при формировании налоговой системы необходимо руководствоваться следующими принципами:
принципом справедливости, утверждающим всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального статуса человека, его политических взглядов. В приложении к современности применение данного правила означает, что налогоплательщики законодательно обязаны участвовать в финансировании общественных (государственных) структур и мероприятий, причем распределение налогового бремени производится с учетом уровня полученных доходов;
принципом определенности, требующим, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Неопределенность налогообложения, с одной стороны, приводит к тому, что плательщик может попасть под власть контролирующих инстанций, а с другой — создает условия уклонения от налогообложения. Кроме того, в условиях неоднозначности толкования нормативных документов, нестабильности и непредсказуемости системы налогообложения в целом трудно принимать решения и строить стратегию бизнеса;
принципом удобства, который предполагает, что при создании налоговой системы должны в первую очередь учитываться интересы плательщика: минимум формальностей, максимальная простота процедуры перечисления средств, совпадение во времени момента получения дохода и изъятия налога и т.п.;
принципом экономии, заключающимся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации и удешевлении системы налогообложения в целом. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.
Особое внимание в условиях федеративного или конфедеративного устройства общества уделяется принципу строгого разделения налогов и сборов по уровням бюджета от низшего (населенный пункт или район) к высшему (общегосударственный). Выполнение данного правила должно регулироваться нормами как местного, так и федерального законодательства. В основу методик построения налоговых систем могут быть положены различные научные методы: системного, комплексного и целостного подходов, аналитический, статистический, сравнительной оценки и другие методы (способы и приемы), в том числе логико-математический/
6.2.1.9 Значение налогов:
- источник доходов бюджетов всех уровней,
- налоговыми льготами стимулируется развитие отдельных направлений экономики (модернизации, инфраструктуры, инноваций и др.).
6.2.2 Система и функции налоговых органов
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) Министерства финансов Российской Федерации и ее территориальные органы.
К территориальным налоговым органам относятся:
а) межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы России:
• по федеральным округам;
• по крупнейшим налогоплательщикам;
• по контролю за алкогольной и табачной продукцией;
• по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков;
• по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг;
• по централизованной обработке данных;
б) управления Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации;
в) инспекции Федеральной налоговой службы России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня.
При осуществлении своих функций налоговые органы взаимодействуют с федеральными, региональными, местными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами.
При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным, налоговым законодательством обязанности налоговых органов по взиманию налогов несут таможенные органы.
Налоговые органы вправе:
• требовать от налогоплательщиков и налоговых агентов подтверждающие документы, на основании которых произведены исчисление и уплата налогов;
• проводить налоговые проверки;
• производить выемку документов при проведении налоговых проверок в случаях их возможного уничтожения (сокрытия, изменения или замены);
• вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов;
• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, налагать арест на их имущество;
• осматривать производственные помещения и территории налогоплательщиков, проводить инвентаризацию имущества;
• определять суммы налогов расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных помещений, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых документов, отсутствия (или ведения с нарушением установленного порядка) учета доходов и расходов, объектов налогообложения;
• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений и контролировать их выполнение;
• взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени и штрафы;
• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;
• привлекать для налогового контроля сторонних специалистов, экспертов и переводчиков;
• создавать налоговые посты;
• предъявлять в суды иски, связанные с нарушением налогового законодательства;
• другие права.
Кроме прав налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах (со своей стороны) и осуществлять контроль его соблюдения (со стороны налогоплательщиков);
2) вести учет налогоплательщиков;
3) соблюдать налоговую тайну;
4) при выявлении признаков преступления направлять материалы в органы внутренних дел (в десятидневный срок со дня выявления);
5) бесплатно информировать налогоплательщиков о налоговом законодательстве, их правах и обязанностях, о своих полномочиях; предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
6) направлять налогоплательщику копии актов, решений, налоговых уведомлений, требований об уплате налогов;
7) осуществлять возврат или зачет переплаченных налогов, пеней и штрафов;
8) другие обязанности.
Таким образом, выделяются следующие функции налоговых органов:
• контрольная (п. 1—4);
• разъяснительная (п. 5—6);
• расчетная (п. 7).
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в случае своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а также неправомерных действий или бездействия должностных лиц; такие убытки возмещаются за счет федерального бюджета, а соответствующие должностные лица могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.
Главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральная налоговая служба Российской Федерации применительно к налоговым органам. Для таможенных органов главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:
- за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
- а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции
- и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Это определение дано в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506. Но и оно, по сути, является кратким, поскольку в перечне полномочий, изложенном в том же Положении, содержится ряд функций, не указанных в определении. Нас интересуют в первую очередь те, которые предполагают в качестве мер контроля проведение проверок. Это контроль применения контрольно-кассовых машин и проведения лотерей.
ФНС России осуществляет:
контрольную деятельность;
лицензирование отдельных видов деятельности;
государственную регистрацию;
учетно-информационную деятельность;
консультационную работу;
контрольно-аналитическую деятельность.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1. Экономика и экономическая наука
- Тема 1.1 Потребности. Свободные и экономические блага.
- Тема 1.2 Факторы производства и факторные доходы
- Тема 1.3 Выбор и альтернативная стоимость
- Тема 1.4 Типы экономических систем
- Тема 1.5 Собственность. Конкуренция
- Тема 1.6.Экономическая свобода. Значение специализации и обмена
- Раздел 2. Семейный бюджет
- Тема 2.1Источники доходов семьи. Основные виды расходов
- Тема 2.2 Рациональный потребитель
- Раздел 3. Рыночная экономика
- Тема 3.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
- Тема 3.2 Экономика фирмы: цели, организационные формы
- Тема 3.3 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда
- Тема 3.4 Издержки. Выручка
- Тема 3.5 Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
- Раздел 4. Труд и заработная плата
- Тема 4.1 Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда
- Тема 4.2 Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы
- Раздел 5. Деньги и банки
- Тема 5.1 Понятие денег и их роль в экономике
- Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
- Тема 5.2 Банковская система. Финансовые институты
- 7.1. Страховые компании
- 7.2. Пенсионные фонды
- 7.3. Инвестиционные компании
- 7.4. Ссудосберегательные ассоциации
- 7.5. Финансовые компании
- 7.6. Благотворительные фонды
- Тема 5.3 Инфляция и ее социальные последствия
- Раздел 6. Государство и экономика
- Тема 6.1 Роль государства в экономике. Общественные блага
- Тема 6.2 Налоги. Система и функции налоговых органов
- Тема 6.3 Государственный бюджет. Государственный долг
- Тема 6.4 Понятие ввп. Экономический рост. Экономические циклы
- Тема 6.5 Основы денежной политики государства
- Раздел 7. Международная экономика
- Тема 7.1 Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли
- Тема 7.2 Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
- Тема 7.3 Особенности современной экономики России
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Колледж многоуровневого профессионального образования конспект лекций