logo
ГОСЫ / Корпоративная социальная ответственность

Корпоративная социальная ответственность. Опыт внедрения концепции корпоративной социальной ответственности отечественными компаниями

Совершенно очевидно, что корпоративная социальная ответственность в России находится пока в начальной стадии своего развития. Поэтому - за некоторыми исключениями - заметно недопонимание чисто практической ценности корпоративной социальной ответственности. В этой связи существует опасность подменить положительно зарекомендовавшую себя на практике концепцию корпоративной социальной ответственности на конвейер по производству документации по квазиположительной социальной отчетности. В целом, создается впечатление об отсутствии у большинства российских компаний осмысленной долгосрочной стратегии в корпоративной социальной ответственности.

В таблице продемонстрированы основные отличия российской корпоративной социальной ответственности от ее европейских аналогов (Великобритания и континентальная Европа):

Сравниваемые индикаторы

Западные модели

Российская модель

Основные стейкхолдеры по степени важности

персонал;

потребители;

сообщество;

акционеры

государство;

собственники;

персонал;

потребители

Стимулирующие/ движущие силы развития КСО

сами корпорации;

НКО и сообщество;

государство

государство (федеральная исполнительная власть);

сами корпорации;

местные власти

Роль неправи-тельственных/ некоммерческих организаций (НКО)

НКО многочисленны и многообразны;

является одной из основных сторон, подстегивающих и/или сотрудничающих с бизнесом в вопросах КСО (Гринпис и т.п.);

оказывает большое влияние на общественное мнение и реальные механизмы давления на бизнес в целом

пока сравнительно немногочисленны;

скорее помощники, чем двигатели КСО;

в вопросах КСО пока недостаточно известны в обществе и не обладают существенными влиянием

Тенденции социальной отчетности (СО)

СО инициируется самим бизнесом;

стандарты СО адаптированы и широко применяются;

СО ориентировано на большинство стейкхолдеров

СО находится на начальном этапе;

зачастую недопонимается как целостная система и недооцениваются ее полезность в долгосрочной перспективе;

СО в основном ориентирована на государство и акционеров (в меньшей степени на общество)

Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.

Многие компании осознают сегодня важность внутренних социальных программ как своего конкурентного преимущества. Дальнейшее развитие в социальной практике компаний получили следующие достаточно стандартные программы:

- добровольного медицинского страхования;

- жилищного кредитования;

- негосударственного пенсионного обеспечения.

Помимо этих программ, Компании осуществляют также программы, направленные на охрану здоровья сотрудников, продвижение здорового образа жизни и организацию отдыха персонала и членов их семей независимо от отраслевой принадлежности. В области здравоохранения компании: