Корпоративная социальная ответственность. Опыт внедрения концепции корпоративной социальной ответственности отечественными компаниями
Совершенно очевидно, что корпоративная социальная ответственность в России находится пока в начальной стадии своего развития. Поэтому - за некоторыми исключениями - заметно недопонимание чисто практической ценности корпоративной социальной ответственности. В этой связи существует опасность подменить положительно зарекомендовавшую себя на практике концепцию корпоративной социальной ответственности на конвейер по производству документации по квазиположительной социальной отчетности. В целом, создается впечатление об отсутствии у большинства российских компаний осмысленной долгосрочной стратегии в корпоративной социальной ответственности.
В таблице продемонстрированы основные отличия российской корпоративной социальной ответственности от ее европейских аналогов (Великобритания и континентальная Европа):
Сравниваемые индикаторы | Западные модели | Российская модель |
Основные стейкхолдеры по степени важности | персонал; потребители; сообщество; акционеры | государство; собственники; персонал; потребители |
Стимулирующие/ движущие силы развития КСО | сами корпорации; НКО и сообщество; государство | государство (федеральная исполнительная власть); сами корпорации; местные власти |
Роль неправи-тельственных/ некоммерческих организаций (НКО) | НКО многочисленны и многообразны; является одной из основных сторон, подстегивающих и/или сотрудничающих с бизнесом в вопросах КСО (Гринпис и т.п.); оказывает большое влияние на общественное мнение и реальные механизмы давления на бизнес в целом | пока сравнительно немногочисленны;
скорее помощники, чем двигатели КСО;
в вопросах КСО пока недостаточно известны в обществе и не обладают существенными влиянием |
Тенденции социальной отчетности (СО) | СО инициируется самим бизнесом; стандарты СО адаптированы и широко применяются; СО ориентировано на большинство стейкхолдеров | СО находится на начальном этапе; зачастую недопонимается как целостная система и недооцениваются ее полезность в долгосрочной перспективе; СО в основном ориентирована на государство и акционеров (в меньшей степени на общество) |
Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.
Многие компании осознают сегодня важность внутренних социальных программ как своего конкурентного преимущества. Дальнейшее развитие в социальной практике компаний получили следующие достаточно стандартные программы:
- добровольного медицинского страхования;
- жилищного кредитования;
- негосударственного пенсионного обеспечения.
Помимо этих программ, Компании осуществляют также программы, направленные на охрану здоровья сотрудников, продвижение здорового образа жизни и организацию отдыха персонала и членов их семей независимо от отраслевой принадлежности. В области здравоохранения компании:
-
контролируют и стремятся постоянно улучшать санитарно-гигиенические условия труда;
-
регулярно проводят медицинские осмотры и вакцинацию сотрудников;
-
принимают программы дополнительного медицинского страхования;
-
обеспечивают сотрудников бесплатным питанием;
-
обеспечивают доставку сотрудников на работу;
-
организуют спортивные мероприятия, спартакиады, формируют корпоративные спортивные команды и др.
- Корпоративная социальная ответственность
- Корпоративная социальная ответственность. Этапы развития концепции социальной ответственности
- Корпоративная социальная ответственность. Основные теории корпоративной социальной ответственности: агентская теория, теория оценки эффективности корпоративной социальной деятельности и др.
- Корпоративная социальная ответственность. Опыт внедрения концепции корпоративной социальной ответственности отечественными компаниями
- Корпоративная социальная ответственность. Использование спонсорства в создании положительного имиджа компании
- Корпоративная социальная ответственность. Современные модели взаимодействия «общество-бизнес-государство»
- Корпоративная социальная ответственность. Распространение социальных стратегических альянсов в мировой экономике
- Корпоративная социальная ответственность. Международные стандарты принципов корпоративной социальной ответственности
- Корпоративная социальная ответственность. Особенности составления нефинансовых отчетов