logo
ГОСЫ / Корпоративная социальная ответственность

Корпоративная социальная ответственность. Основные теории корпоративной социальной ответственности: агентская теория, теория оценки эффективности корпоративной социальной деятельности и др.

События последних лет, произошедшие в нашей стране и за рубежом, ясно показали необходимость совершенствования корпоративного управления. В западной и отечественной литературе появляется все большее количество публикаций по различным аспектам корпоративного управления.

В настоящее время работы по корпоративному управлению последних лет отражают доминирование следующих теорий: теории соучастников (stakeholder’s theory) и агентской теории (agency theory).

Теорию соучастников (stakeholder’s theory) часто называют теорией несовпадения интересов корпорации с интересами общества. Согласно данной теории, корпорация имеет определенные обязательства по отношению к своим акционерам, но она также несет обязательства по отношению к различным группам заинтересованных лиц. Корпорация, приносящая огромные прибыли, внедряющая новые технологии, зачастую определяющая не только экономическую, но и политическую жизнь в стране, практически не подотчетна в своих действиях и не учитывает интересы акционеров, работников, потребителей, налогоплательщиков, малого бизнеса и будущего поколения. Суть теории – в обязательной подконтрольности руководства компании всем заинтересованным сторонам, реализующим принятую модель корпоративных отношений. Компании имеют определенные обязательства не только перед своими собственниками, но и перед более широким кругом заинтересованных групп, такими, как сотрудники, общество, клиенты, поставщики и т.п.

Агентская теория (agency theory) рассматривает механизм корпоративных отношений через призму агентских издержек. Согласно данной теории, интересы собственников капитала и агентов, управляющих этим капиталом, не совпадают. Можно сказать, что менеджеры и акционеры фирмы имеют общий интерес в успехе бизнеса. Однако данный общий интерес не подразумевает общность индивидуальных интересов каждой группы. Несмотря на официальный статус юридического лица, придаваемого компании существующим корпоративным законодательством, современное акционерное общество находится во владении огромного количества людей, представляемого всего лишь дюжиной лиц, действующей от имени собственников. Управление и контроль в компании осуществляется многоуровневой иерархией менеджеров, которые могут входить в число собственников. Менеджеры выполняют предпринимательскую функцию, а собственники, не всегда имея требуемые профессиональные навыки, не могут эффективно использовать капитал при собственном руководстве. Они выполняют лишь функцию поставщиков капитала. Компания практически контролируется менеджерами. Когда в структуре акционерного капитала компании преобладают мелкие инвесторы, непосредственно не участвующие в процессе управления компанией, возникает серьезная угроза, что менеджеры компании, не чувствующие контроля со стороны акционеров, могут использовать ресурсы компании в собственных целях. Агентские издержки – эта та величина потерь для инвесторов, которая связана с разделением прав собственности и контроля.