logo
ГОСЫ / Корпоративная социальная ответственность

Корпоративная социальная ответственность. Современные модели взаимодействия «общество-бизнес-государство»

Главной задачей развития взаимодействия бизнеса, населения и власти, является создание благоприятной среды для развития бизнеса, правовой стабильности и благоприятного инвестиционного климата. Это необходимо для того, что бы создать комфортные условия для тех, кто стремится заниматься решением социальных проблем. Бизнес оказывает значительное влияние на развитие общества. Ведь бизнес, это часть общества, и он не должен решать только экономические вопросы.

Феномен социальной ответственности бизнеса уже давно привлекает внимание ученых. Сегодня решением этого вопроса занимаются специалисты в области стратегического управления и сами предприниматели.

Общая формула сотрудничества – социальное партнерство, в котором участвуют предприниматели и их объединения, работники и их организации, представители государственных органов, различных институтов гражданского общества.

Сегодня концепция социальной ответственности (КСО) становится характерной чертой успешных компаний с мировым именем, социально ответственная компания привлекает к себе доверие общества, инвесторов и акционеров, повышая конкурентоспособность бизнеса.

Социальная ответственность предполагает добровольную обязанность бизнесменов проводить определенную политику, принимать решения и заниматься такими направлениям деятельности, которые необходимы обществу.

Сложились две основные модели поведения бизнеса, одну из которых принято называть американской (англо-американской), а другую – германской.

Американская модель социальной ответственности известна с XIX века. При данной модели ответственность бизнеса перед обществом ограничивается созданием рабочих мест и обеспечивает эффективность их использования через заработную плату, создание условий труда и выплату высоких налогов. В силу природы американского предпринимательства, основанного на свободе субъектов, многие сферы общественных отношений остаются до сих пор самоуправляющими. Так же в американской модели, социальная ответственность предстает в виде заключения двухстороннего договора (трудовые отношения работник-работодатель), добровольности медицинского страхования.

В то же время в США, разработаны многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества через специально созданные фонды, которые созданы для решения разно-

образных социальных проблем за счет бизнеса. Они созданы для спонсирования профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала. Основная часть мероприятий по внедрению КСО лежит на плечах корпораций, поскольку государство предпочитает минимальное вмешательство в деятельность частного бизнеса.

Ответственная социальная деятельность и благотворительность корпораций поощряются соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.

Отдельно стоит модель КСО в Великобритании, где наряду с типично европейским вниманием государства и общества к социальной деятельности организаций присутствуют элементы инициации социальных программ со стороны частных компаний: в правительстве учреждена должность министра по КСО и газета «Таймс» публикует еженедельные индексы социальной ответственности корпораций.

В германской модели бизнес платит большие налоги, а государство на эти средства реализует социальные программы для населения. В Европе КСО регламентируется законодательством, значительное место уделяется этической ответственности корпораций перед обществом. Доминирующим направлением КСО в области социальной защиты занятого населения является борьба с безработицей: уменьшение текучести кадров, создание новых рабочих мест, осуществление региональных социальных бизнес-проектов. Органы государственной власти и местного самоуправления играют активную роль в процессе развития КСО.

У российских предпринимателей пока нет четкого понимания того, какая модель социальной ответственности бизнеса для них наиболее приемлема. Для большинства из них выбор модели социальной ответственности пока новация, а корпоративная социальная ответственность бизнеса чаще всего отождествляется именно с внешней корпоративной социальной политикой. Можно сказать, что не только теория, но и практика социальной ответственность российского бизнеса находится в процессе становления.