Глава 10. Выбытие имущества
10.1. Имущество выбывает из кредитной организации в результате:
перехода права собственности (в том числе при реализации);
списания вследствие непригодности к дальнейшему использованию (в результате морального или физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях).
10.2. Для определения пригодности имущества к дальнейшему использованию, возможности его восстановления, а также для оформления документации на списание пришедшего в негодность имущества в кредитной организации создается комиссия из соответствующих должностных лиц. При этом в комиссию должны быть включены заместитель руководителя кредитной организации, главный бухгалтер (бухгалтер), представитель юридической службы, другие специалисты (по решению руководителя) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества.
В компетенцию комиссии входят:
осмотр имущества, подлежащего списанию, с использованием технической документации, данных бухгалтерского учета, установление непригодности его к восстановлению и дальнейшему использованию;
установление причин списания имущества;
выявление лиц, по вине которых произошло выбытие имущества, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности;
определение возможности использования или реализации (в том числе как вторсырья, лома, утиля) отдельных узлов, деталей, материалов списываемого имущества и их оценка, контроль за изъятием из списываемого имущества отдельных узлов, деталей, материалов, состоящих или содержащих цветные и драгоценные металлы, определение веса, стоимости и сдача на склад;
составление акта на списание объекта основных средств, акта на списание автотранспортных средств с приложением актов об авариях, если они имели место. В указанных актах должны быть указаны данные, характеризующие объект, - дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления, приобретения или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации (износа), проведенные ремонты, причины выбытия, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Указанные акты утверждаются руководителем кредитной организации.
10.3. Узлы, детали, материалы, пригодные для дальнейшего использования, отражаются по дебету счетов по учету материальных запасов в корреспонденции со счетом по учету доходов по цене возможного использования.
10.4. Учет выбытия основных средств, нематериальных активов и материальных запасов ведется на счете по учету выбытия (реализации) имущества.
Аналитический учет на этом счете ведется в разрезе каждого выбывающего объекта основных средств, нематериальных активов, предмета или вида материальных ценностей.
10.5. Бухгалтерские записи по лицевому счету осуществляются на основании первичных документов (актов, накладных и тому подобное). На дату выбытия имущества лицевой счет подлежит закрытию с отнесением остатка, отражающего финансовый результат, на соответствующие счета по учету доходов (расходов).
10.5.1. По дебету счета отражаются:
балансовая стоимость выбывающего имущества в корреспонденции с соответствующими счетами по его учету;
затраты, связанные с выбытием, в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;
сумма, подлежащая доплате в случае неравноценного обмена по договору мены, в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями или уплаченная сумма в корреспонденции со счетом по учету денежных средств.
10.5.2. По кредиту счета отражаются:
выручка от реализации имущества, определенная договором купли-продажи, в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями или по учету денежных средств;
рыночная цена имущества, получаемого по договорам мены, в корреспонденции со счетом по учету капитальных вложений (если получаемое имущество - основные средства, нематериальные активы), счетами по учету материальных запасов, а также сумма, подлежащая получению при неравноценном обмене, в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;
амортизация, начисленная на выбывающий объект основных средств или нематериальных активов, в корреспонденции со счетами по учету амортизации;
не выплачиваемые лизингодателю платежи (при досрочном возврате в установленных договором случаях лизингового имущества лизингодателю) в корреспонденции со счетом по учету арендных обязательств.
При списании имущества вследствие его непригодности к дальнейшему использованию по кредиту лицевого счета также отражаются:
суммы возмещения материального ущерба от недостач или порчи ценностей, взыскиваемые в установленных законодательством Российской Федерации случаях с виновных лиц, в корреспонденции со счетом по учету расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с работниками по подотчетным суммам либо со счетом по учету расчетов с прочими дебиторами и кредиторами;
суммы полученного или подлежащего получению от страховщиков страхового возмещения в корреспонденции со счетами по учету расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличение срока его полезного использования, кредитная организация при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.
При приобретении объектов основных средств, бывших в употреблении, норма амортизации определяется из ожидаемого срока использования этих объектов в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью и ожидаемого физического износа.
Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, срок полезного использования этого объекта определяется с учетом требований техники безопасности и других факторов использования, предполагаемых кредитной организацией.
Капитальные затраты, произведенные в арендованные основные средства, являющиеся собственностью кредитной организации, учитываются как отдельные объекты основных средств с начислением на них ежемесячно амортизации исходя из срока полезного использования объекта, установленного применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Амортизационные отчисления отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от финансовых результатов кредитной организации в отчетном периоде.
Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и/или других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применяемым законодательством иностранного государства, а также из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет, что оформляется соответствующим внутренним распорядительным документом кредитной организации.
Банки имеют право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать
полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем
индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально
подтвержденным рыночным ценам. Порядок переоценки определяется нормативными
документами Банка России.
При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в
последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в
бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной)
стоимости.
В бухгалтерском учете результаты переоценки отражаются следующими проводками:
Дт 604 "Основные средства (кроме земли)", по лицевому счету переоцениваемому
имуществу
Кт 10601 "Прирост стоимости имущества при переоценке".
Одновременно в обязательном порядке осуществляется доначисление амортизации с
применением индексов изменения стоимости или коэффициента пересчета (при применении
способа прямого пересчета). Сумма увеличения амортизации при дооценке основных средств
отражается записью:
Дт 10601 "Прирост стоимости имущества при переоценке"
Кт 606 "Амортизация основных средств".
В бухгалтерском учете уценка объектов основных средств отражается в следующей
последовательности.
Вначале осуществляется проводка по уменьшению амортизации объекта основных средств с
применением индексов изменения стоимости или коэффициента пересчета (при применении
способа прямого пересчета):
Дт 10601 "Прирост стоимости имущества при переоценке"
Кт 604 "Основные средства (кроме земли)", по лицевому счету переоцениваемому
имуществу.
Затем отражается уценка основных средств до их восстановительной стоимости в
результате применения указанных выше способов переоценки:
Дт 606 "Амортизация основных средств"
Кт 10601 "Прирост стоимости имущества при переоценке".
В случае, если сумма уценки объекта превышает остаток на лицевом счете учета прироста
стоимости имущества при переоценке (с учетом уменьшения амортизации и ранее проводившихся
дооценок), сумма превышения относится в дебет счета по учету расходов.
Результаты переоценки основных средств на 1 января отчетного года отражаются в
бухгалтерском учете оборотами за январь. При невозможности отражения в этот срок в силу
определенных причин крайний срок для отражения переоценки - последний рабочий день марта
отчетного года.
При этом начисление амортизации с 1 января отчетного года должно производиться исходя
из восстановительной стоимости объектов основных средств с учетом произведенной переоценки.
Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях перехода права собственности
(продажи), безвозмездной передачи, списания вследствие морального и физического износа,
ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде
вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
Банк может продавать излишние и ненужные ему материальные ценности. Продажа
производится на основании письма (заявления) покупателя.
Продажа производится по договорной цене, но не ниже балансовой стоимости, с взиманием
с получателя налога на добавленную стоимость.
Отпуск производится в установленном порядке после предварительной оплаты продаваемых
ценностей.
Для определения пригодности имущества к дальнейшему использованию, возможности его
восстановления, а также для оформления документации на списание пришедшего в негодность
имущества в банке создается комиссия из соответствующих должностных лиц. При этом в
комиссию должны быть включены заместитель руководителя банка, главный бухгалтер
(бухгалтер), представитель юридической службы, другие специалисты (по решению руководителя)
и лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества.
В компетенцию комиссии входят:
- осмотр объекта (предмета) имущества, подлежащего списанию, с использованием
технической документации, данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к
восстановлению и дальнейшему использованию;
- установление причин списания объекта;
- выявление лиц, по вине которых произошло выбытие объекта (предмета), внесение
предложений о привлечении этих лиц к ответственности;
- определение возможности использования или реализации отдельных узлов, деталей,
материалов списываемого объекта и их оценка, контроль за изъятием из списываемых объектов
отдельных узлов, деталей, материалов, состоящих или содержащих цветные и драгоценные
металлы, определение веса, стоимости и сдача на склад;
- составление акта на списание объекта основных средств, акта на списание
автотранспортных средств с приложением актов об авариях, если они имели место. В актах
должны быть указаны данные, характеризующие объект, - дата принятия объекта к бухгалтерскому
учету, год изготовления, приобретения или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок
полезного использования, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации (износа),
проведенные ремонты, причины выбытия, состояние основных частей, деталей, узлов,
конструктивных элементов. Акты утверждаются руководителем банка.
Учет выбытия (реализации) основных средств ведется на специальном счете 612
"Реализация (выбытие) имущества". На этом счете отражаются результаты (прибыль, убыток)
выбытия (реализации) основных средств.
Аналитический учет на счете ведется на лицевых счетах, открываемых на каждый предмет
выбывающих (реализуемых) основных средств.
Выбытие (реализация) основных средств отражается проводками:
1. Поступили денежные средства за реализуемые основные средства:
Дт корреспондентского счета банка, расчетного, текущего счета покупателя
Кт 61201 "Реализация (выбытие) имущества", по соответствующему лицевому счету.
2. Списаны реализованные, выбывающие основные средства по балансовой стоимости:
а) Дт 61202 "Реализация (выбытие) имущества", по соответствующему лицевому счету
Кт 60401 "Основные средства (кроме земли)", по соответствующим лицевым счетам;
б) Дт 60601 "Амортизация основных средств", по соответствующим лицевым счетам
Кт 61201 "Реализация (выбытие) имущества", по соответствующему лицевому счету.
3. Списаны затраты, связанные с реализацией имущества:
Дт 61202 "Реализация (выбытие) имущества"
Кт 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями".
4. Оприходована стоимость материалов по цене возможного использования:
Дт 610 "Хозяйственные материалы"
Кт 61201 "Реализация (выбытие) имущества", по соответствующему лицевому счету.
Образовавшееся по окончании реализации основных средств сальдо - кредитовое по счету
61201 либо дебетовое по счету 61202 - в этот же день перечисляется:
- дебетовое - на счет учета расходов;
- кредитовое - на счет учета доходов по соответствующим лицевым счетам. При этом в
бухгалтерском учете будет сделана следующая запись:
Дт 61201 "Реализация (выбытие) имущества"
Кт 70101 "Другие доходы"
или
Дт 70209 "Другие расходы"
Кт 61202 "Реализация (выбытие) имущества".
При списании как полностью амортизированных, так и не полностью амортизированных
ценностей, при безвозмездной передаче ценностей и при списании их по другим причинам
(непригодность к дальнейшему использованию, недостача или порча ценностей) делаются
указанные выше проводки.
При списании основных средств в случае их физического износа в учете делается запись:
Дт 60601 "Амортизация основных средств", по соответствующим лицевым счетам
Кт 60401 "Основные средства (кроме земли)", по соответствующим лицевым счетам.
Аналитический учет основных средств, их амортизация и переоценка отражаются на счетах,
открываемых по каждому объекту или предмету. Каждому объекту присваивается инвентарный
номер. Учет осуществляется в инвентарных карточках или книгах, которые группируются в
картотеке по группам и нормам амортизационных отчислений. В характеристике счета учета
основных средств должны быть указаны:
- наименование объекта, предмета;
- инвентарный номер;
- номер паспорта, если он есть;
- место (структурное подразделение) эксплуатации;
- норма амортизации;
- материально - ответственное лицо (должность, фамилия, инициалы).
При изменении указанных показателей вносятся изменения в характеристику счета.
- 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
- Тема 2. Внутрибанковский контроль
- 2.1. Понятие, принципы и цели внутреннего контроля.
- 2.2. Система органов внутреннего контроля.
- 2.3. Бухгалтерия в системе внутреннего контроля банка.
- 2.4. Исправление выявленных ошибок. Заключительные обороты.
- Тема 3. Учет уставного капитала и фондов
- 3.1. Учет средств уставного капитала.
- 3.1.1. Формирование уставного капитала.
- 3.1.2. Увеличение уставного капитала.
- 3.1.3. Уменьшение уставного капитала
- 3.2. Учет средств добавочного капитала.
- 3.3. Учет резервного фонда банка.
- 3.4. Учет прочих собственных средств российских банков.
- Тема 4. Учет и оформление кассовых операций
- 4.1. Особенности организации кассовой работы в банке.
- 4.2. Структура кассового подразделения банка.
- 4.3. Первичные документы учета кассовых операций.
- 4.4. Организация документооборота при осуществлении кассовых операций.
- 4.5. Порядок отражения кассовых операций по счетам бухгалтерского учета.
- Тема 5. Учет и оформление расчетных операций
- 5.1. Банковские счета клиентов.
- 5.2. Краткая характеристика счетов бухгалтерского учета по учету расчетных операций.
- 5.3. Порядок оформления первичных документов.
- 5.4. Общий порядок приема расчетных монументов к исполнению.
- 5.5. Отзыв клиентами расчетных документов.
- 5.6. Обязанности банков при проведении расчетов.
- 5.7. Использование формы расчетных документов.
- Тема 6. Учет операций с банковскими картами
- 6.1. Организационные основы проведения банками операций с банковскими картами.
- 6.2. Первичные документы и общие правила документооборота при расчетах по операциям с использованием банковских карт.
- 6.3. Общие положения по отражению в бухгалтерском учете кредитных организаций операций с использованием банковских карт.
- Тема 8. Межбанковские расчеты
- 8.1. Сущность и значение межбанковских расчетов.
- 2. Условия межбанковских расчетов.
- 8.3. Особенности приема к исполнению расчетных документов.
- 8.4. Характеристика основных счетов бухгалтерского учета.
- Тема 9. Учет депозитов и прочих привлеченных средств
- 9.1. Законодательство о банковских вкладах (депозитах).
- 9.2. Первичные документы бухгалтерского учета.
- Тема 19. Учет имущества и внутрибанковских операций
- 19.1. Документальное оформление и оценка имущества.
- 19.2. Организация учета основных средств и нематериальных активов.
- 19.3. Амортизация основных средств и нематериальных активов.
- Глава 7. Восстановление основных средств
- Глава 8. Учет аренды основных средств
- Глава 9. Учет финансовой аренды (лизинга)
- Глава 10. Выбытие имущества
- Глава 5. Учет материальных запасов