5.3. Порядок оформления первичных документов.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 кредитные организации осуществляют расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России. При отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов – по договоренности между собой. При осуществлении международных расчетов – в порядке установленном федеральными законами и правилами, принятыми и международной банковской практике.
Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:
-
распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
-
распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Требования к оформлению
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (далее - ОКУД) ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). При этом строго должны соблюдаться размеры полей бланков расчетных документов, указанных в приложениях к Положению ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П. Отклонения от установленных размеров могут составлять не более 5 мм при условии сохранения их расположения и размещения бланков расчетных документов на листе формата А4. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.
При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения. Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
в) вид платежа;
г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО);
д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются дополнительно;
и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
к) очередность платежа;
л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;
м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа», «ИНН» (ИНН плательщика), «ИНН» (ИНН получателя), а также некоторые другие поля в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России12.
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.
- 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
- Тема 2. Внутрибанковский контроль
- 2.1. Понятие, принципы и цели внутреннего контроля.
- 2.2. Система органов внутреннего контроля.
- 2.3. Бухгалтерия в системе внутреннего контроля банка.
- 2.4. Исправление выявленных ошибок. Заключительные обороты.
- Тема 3. Учет уставного капитала и фондов
- 3.1. Учет средств уставного капитала.
- 3.1.1. Формирование уставного капитала.
- 3.1.2. Увеличение уставного капитала.
- 3.1.3. Уменьшение уставного капитала
- 3.2. Учет средств добавочного капитала.
- 3.3. Учет резервного фонда банка.
- 3.4. Учет прочих собственных средств российских банков.
- Тема 4. Учет и оформление кассовых операций
- 4.1. Особенности организации кассовой работы в банке.
- 4.2. Структура кассового подразделения банка.
- 4.3. Первичные документы учета кассовых операций.
- 4.4. Организация документооборота при осуществлении кассовых операций.
- 4.5. Порядок отражения кассовых операций по счетам бухгалтерского учета.
- Тема 5. Учет и оформление расчетных операций
- 5.1. Банковские счета клиентов.
- 5.2. Краткая характеристика счетов бухгалтерского учета по учету расчетных операций.
- 5.3. Порядок оформления первичных документов.
- 5.4. Общий порядок приема расчетных монументов к исполнению.
- 5.5. Отзыв клиентами расчетных документов.
- 5.6. Обязанности банков при проведении расчетов.
- 5.7. Использование формы расчетных документов.
- Тема 6. Учет операций с банковскими картами
- 6.1. Организационные основы проведения банками операций с банковскими картами.
- 6.2. Первичные документы и общие правила документооборота при расчетах по операциям с использованием банковских карт.
- 6.3. Общие положения по отражению в бухгалтерском учете кредитных организаций операций с использованием банковских карт.
- Тема 8. Межбанковские расчеты
- 8.1. Сущность и значение межбанковских расчетов.
- 2. Условия межбанковских расчетов.
- 8.3. Особенности приема к исполнению расчетных документов.
- 8.4. Характеристика основных счетов бухгалтерского учета.
- Тема 9. Учет депозитов и прочих привлеченных средств
- 9.1. Законодательство о банковских вкладах (депозитах).
- 9.2. Первичные документы бухгалтерского учета.
- Тема 19. Учет имущества и внутрибанковских операций
- 19.1. Документальное оформление и оценка имущества.
- 19.2. Организация учета основных средств и нематериальных активов.
- 19.3. Амортизация основных средств и нематериальных активов.
- Глава 7. Восстановление основных средств
- Глава 8. Учет аренды основных средств
- Глава 9. Учет финансовой аренды (лизинга)
- Глава 10. Выбытие имущества
- Глава 5. Учет материальных запасов