logo
ИМПЭ Банк менедж конспект лекций

5. Задачи, принципы организации банковской деятельности. Линейные модели организационных структур банка.

Задачи организации банковской деятельности:

1) Посредством разделения труда и создания организационных структур (отделов, групп и т.п.) содействовать реализации целей банка (добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и безопасности банка).

2) Наладить работу персонала организационных структур всоответствии с поставленными целями и координировать эту работу.

3) По организации информационного обеспечения, разработке правил и процедур осуществления различных видов банковской деятельности.

Принципы организации банковской деятельности, необходимый набор структурных подразделении и служб кредитной организации:

1) Совет банка (входят его учредители) - утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и пайщиков, принимает или может принимать участие в решении стратегических вопросов.

2) Правление (Совет директоров) банка отвечает за общее руководство банка, утверждает стратегические направления его деятельности.

3) Блок общих вопросов управления призван обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, снабжать необходимыми ресурсами, выполнять требования ЦБ.

4) Коммерческая деятельность охватывает организацию различных банковских услуг (кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и другие активные операции). Здесь зарабатываются банковские доходы.

5) Финансовый блок призван обеспечить учет доходов и расходов, собственной деятельности банка.

6) Блок автоматизации, обеспечивающий электронную обработку данных (денежных потоков).

7) Административный блок включает отдел кадров банка, секретариат, канцелярию, а также хозяйственные подразделения, осуществляющие обслуживание здания банка, его потребностей и т.п.

Линейные модели организационных структур банка:

1) Функциональная модель исходит из необходимости выделения структурных подразделений банка соответственно предлагаемым рынку банковским продуктам и выполняемым операциям.

2) Дивизионная модель ориентирована на отдельную отрасль деятельности: кредит, финансы и вложение капитала (т.е. коммерческая, инвестиционная и трастовая банковская деятельность).

3) Модель, ориентированная на географию рынка, свойственна банку, работающему в разных странах, областях и регионах с четко определенными границами.

4) Модель, ориентированная на группы клиентов, каждая из которых характеризуется определенными интересами, потребностями, а значит, нуждается в специфическом обслуживании.