logo
ИМПЭ Банк менедж конспект лекций

32. Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка и рентабельностью банковского продукта.

Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка основывается на выделении функциональных подразделений банка, ответственных за определенные направления деятельности банка, т.е. за группу однородных банковских продуктов.

Прибыль от реализации любого банковского продукта определяется на основе его рыночной цены и себестоимости. Банковские продукты разделяют на 2 группы:

1) продукты, приносящие банку процентный или приравненный к нему доход, создание которых связано с вложением в активные операции банковских ресурсов (ссудные операции, операции с ценными бумагами);

2) продукты, приносящие банку комиссионный доход и не связанные с использованием ресурсов (расчетные услуги, предоставление гарантий).

Расчет рентабельности по 1 группе: Рп = М-С, где Рп - рентабельность продукта, М - процентная маржа по данному виду продукта (процент годовых), С - себестоимость операций по созданию продукта (процент годовых). М = Д-Цр, где М - процентная маржа по активным операциям, сложившаяся в периоде, Д - средняя доходность продукта (активной операции), Цр - средневзвешенная цена ресурсов, вложенных в активную операцию.

Расчет рентабельности по 2 группе: Рп = (Дк – С) / Оп, где Рп - рентабельность продукта, процент годовых, Дк - комиссионное вознаграждение банка за данный продукт в периоде, С - себестоимость, т.е. все затраты, связанные с созданием данного продукта в периоде, Оп - размер активных операций, связанных с данным продуктом.

Важным элементом в системе управления прибыльностью продукта является блок методов текущего регулирования финансового результата. К методам можно отнести:

1) совершенствование технологии создания продукта;

2) отслеживание динамики себестоимости и процентной маржи;

3) контроль за соответствием себестоимости и цены на рынке данного продукта;

4) разработка ценовой стратегии;

5) отслеживание динамики цен на рынке.